Зимние каникулы только закончились, а многие школы снова ушли на удаленное обучение. В одних регионах на дистанционку отправляют из-за очередной волны заболеваний коронавирусом, в других – из-за ложных минирований.
Готовила ли нас эволюция к тому, чтобы общаться с учителем в режиме «говорящей головы»?
- Дистанционное обучение в очередной раз показало - учитель потерял статус авторитета и больше не является уникальным носителем знаний: интернет все равно знает больше, - считает столичный психолог Анастасия Карченкова.
Виновны в этом и сами педагоги, отправляющие детей и их родителей искать ответы на свои вопросы в интернете.
- Гуглить не больно! - обидно ответила одна из учительниц на просьбу уточнить некоторые данные по изучаемому предмету.
- Если учитель имеет авторитет, харизму и готовится к урокам, то удаленка нормальному обучению не помеха! - убеждена Мария, киевский педагог-логопед и мама. - Если ты таким учителем не являешься - иди в адвокаты, слесари или кассиры. По моим же наблюдениям, дети переживают дистанционку нормально. Я вообще перевела сына на домашнее обучение, пока в школе холодно и много замен. Мой ребенок берет всю информацию из интернета.
Так все-таки дистанционное обучение — это благо или вред?
Психологи отмечают: если успеваемость зависит от личности педагога, ответственности ребенка и участия в учебном процессе родителей, то общение – важный этап в развитии детей, который трудно компенсировать, сидя в четырех стенах.
Казалось бы, есть интернет и соцсети – всегда найдется с кем поговорить. Однако, по мнению психологов, общение в онлайн-формате не сможет заменить живой разговор по душам: это сложнее технически, да и абстрагироваться от членов семьи, которые могут прервать или подслушать приватную беседу, непросто.
Очередной недостаток - во время дистанционного обучения ребенок видит только картинку с изображением преподавателя и слышит его голос. Не включаются многие социальные элементы – ребенок не понимает, в каком настроении другие дети, упускает из внимания важные детали невербальной информации, которую мы постоянно используем в жизни.
Еще один минус онлайн-обучения - ребенку, особенно маленькому, сложно воспринимать свою комнату как место для занятий. В результате может ухудшаться процесс усвоения материала.
Но есть и положительные стороны онлайн-обучения.
- Наиболее эффективно мозг работает тогда, когда человек расслаблен, а не судорожно загружает себя знаниями. Удобно устроившись на диване, больше шансов совершить открытие, - считают эксперты по физиологии мозга.
Кроме того, дистанционка – это как минимум плюс час ко сну, которого всегда не хватает. Об этом сообщила группа ученых из Университета Цюриха после масштабного исследования, в котором поучаствовало около 9000 школьников. Без сомнения, «выспавшийся» мозг отблагодарит хозяина хорошей работой, да и сам человек будет чувствовать себя бодрее.
Конечно – страдает физическая активность, увеличивается количество времени, проведенного в гаджетах. Но опять-таки хороший сон компенсирует едва ли не все недостатки удаленного обучения.
Еще одно веяние времени: все больше родителей, сравнивших дистанционку и реальное посещение детьми школы, захотели перейти на домашнее обучение. Одной из них стала школьный психолог из Харькова Дарина Шевцова.
- Последней каплей стало неэтическое поведение учителя. Она регулярно унижала детей. Ситуация: учащиеся читают по очереди, сбивается один – наказывают весь класс. Ребенка винят в том, что он подвел коллектив – в итоге, дети настроены против этого ребенка, - уверяет наша собеседница. - Еще одна ситуация – кто-то не принес словарик по английскому языку. Всех детей в классе выстроили в шеренгу, сфотографировали и отправили в общий чат с жалобой. Как психолог, я считаю такое поведение учителя в корне неверным. Детей нужно учить ответственности через заинтересованность, а не за счет желания избежать унижения.
Дарина вспоминает свой опыт работы в школе:
- Я видела очень разных детей, в том числе, «гадких утят», которым хотелось порекомендовать домашнее обучение. Не потому, что им сложно адаптироваться в коллективе, а потому что коллективы не готовы принимать детей с особенностями развития. «Не хочу, чтобы мой ребенок учился с дебилом», - подобные заявления нередки среди родителей «нормальных» детей.
Кроме того, по словам нашей собеседницы, запас психологической прочности у каждого ребенка свой. Одни не реагируют на орущего учителя, другие тяжело переживают подобные стрессы. Психологическая устойчивость у всех разная. Она зависит от личности ребенка и его семьи – насколько в ней благоприятная обстановка.
- Все говорят, что во время дистанционки страдает социализация, однако этот пробел можно с лихвой восполнить благодаря кружкам, где будут общаться дети со сходными интересами. А вот полезна ли социализация среди одноклассников? Это - спорный вопрос, - размышляет о плюсах и минусах домашнего обучения наша собеседница. - Школа – сообщество случайных людей, объединенных только годом рождения. В школе дети впервые сталкиваются с несправедливостью, предательством, унижением. Конечно, с этим еще не раз придется встретиться во взрослой жизни. Надо ли перегружать психику ребенка ранними стрессами? Каждый ответит на этот вопрос по-своему.
А еще – не нужно толкаться в транспорте по пути в школу и домой.
Актуально при плохих отношениях с педагогом и детьми.
При обычном обучении бурная реакция класса на неудачи воспринимается болезненно: ребенок боится показаться смешным или глупым. Дистанционные занятия снимают эту проблему.
Это не касается детей младшего школьного возраста, которым нужна помощь взрослых, и не подходит рассеянным детям.
Острее всего его ощущают ученики дружных классов. Нехватку живого контакта с одноклассниками можно заменить внешкольными прогулками с друзьями и общением с родственниками.
Во время уроков чаще всего требуется присутствие родителя. Особенно для учеников младших и средних классов.
Ее можно компенсировать прогулками.
Количество времени, проведенного ребенком в гаджетах, придется регламентировать.