28 марта

Телескоп Hubble обнаружил силовое защитное поле вокруг планеты HAT-P-11b

Фото: Denis Bajram/University of Geneva.

Команда исследователей из разных стран идентифицировала сигнатуру магнитного поля вокруг планеты за пределами Солнечной системы. По версии ученых, это магнитное поле защищает атмосферу планеты.

Исследование обнародовали в журнале Nature Astronomy, а на сайте Университета Аризоны сделали краткое изложение. Для анализа использовали данные, которые получили при помощи космического телескопа Hubble.

У Земли есть силовое поле. Оно защищает планету от астероидов и комет. Согласно научной теории, подобное поле может быть у планет за пределами Солнечной системы. Факты в поддержку этой теории получили с помощью телескопа Hubble.

Ученые исследовали данные наблюдений за экзопланетой HAT-P-11b. По размеру ее можно сопоставить с Нептуном. Землю и HAT-P-11b разделяет расстояние в 123 световых года. Планету нашли транзитным методом, поскольку время от времени она закрывает свет родительской звезды.

Магнитное поле может защищать жизнь на планете

Для наблюдений использовали ультрафиолетовый спектр, заметили ионы углерода. Эти заряженные частицы взаимодействуют с магнитными полями. Они находятся в магнитосфере вокруг планеты.

- Это первый раз, когда сигнатура магнитного поля экзопланеты была обнаружена непосредственно на планете за пределами нашей Солнечной системы, - прокомментировал соавтор работы Гильда Баллестер. - Мощное магнитное поле на такой планете, как Земля, может защитить ее атмосферу и поверхность от прямой бомбардировки энергичными частицами, составляющими солнечный ветер. Эти процессы сильно влияют на эволюцию жизни на такой планете, как Земля, потому что магнитное поле защищает организмы от этих энергичных частиц.

Это говорит о том, что на планете HAT-P-11b могут обитать живые существа.

Ученые также наблюдали за ионами углерода в длинных "хвостах", которые стремятся в открытый космос со средней скоростью 160 тысяч км/ч. Астрономы подсчитали, что длина одного хвоста равна минимум одной астрономической единице, а это приблизительно равно расстоянию от Земли до Солнца. Эту особенность исследователи выяснили с помощью трехмерного компьютерного моделирования.

- Магнитное поле Земли взаимодействует с ниспадающим на него солнечным ветром, который состоит из заряженных частиц, движущихся со скоростью более одного миллиона километров в час, - заявил Баллестер. - Такое же взаимодействие существует между магнитным полем HAT-P-11b и непосредственно окружающей его космической средой с солнечным ветром от родительской звезды.

По данным исследователей, открытая экзопланета ближе к своей звезде, нежели Земля к Солнцу. Предполагают, что относительно небольшое расстояние способствует появлению "хвостов". Лучи звезды нагревают верхние слои атмосферы планеты, заставляя их испаряться.