Фотографию старой гуцулки в традиционной одежде с люлькой в зубах видели многие – она узнаваема и в Украине, и за границей. В некоторых городах, например – в Ивано-Франковской области, она украшает фасады. Имя этой женщины известно всем жителям Верховины на Прикарпатье. Кого ни спроси, прозвучит уверенный ответ: «Так это ж Чукутиха»! Правда, кто такая эта загадочная Чукутиха, где жила и как ее на самом деле звали, долгое время оставалось тайной… Пока за дело не взялся исследователь из Верховины, старший научный сотрудник филиала научно-исследовательского института украиноведения Иван Зеленчук. В 1990-х мужчина, с детства слышавший поговорки с упоминанием прозвища «Чукутиха», задался целью установить ее личность.
- Моей бабушке делали комплимент, когда она завивала локоны: «Так кучері викрутила си, єк Чукутиха», - рассказывает «КП в Украине» 69-летний исследователь Иван Зеленчук. – О том, кто умел и любил петь, говорили: «Ади, любит співати, єк Чукутиха», красиво и опрятно одевается - «вбраласи, єк Чукутиха». Если муж с женой гуляли вместе, ворковали - говорили: «Ади, ходєт, водєтси, як Чукут с Чукутихов». Это было нечастое явление - у каждого дела, и вот так праздно гулять и разговаривать у людей просто нет времени. Так что о Чукутихе я слышал с детства, и стало интересно – кто же это на самом деле… Одно утверждали все - никто не одевался так «файно» (хорошо. - Авт.) и не пел так красиво, как она…
Следы Чукутихи, о которой знали все, но никто ничего конкретного, затерялись во времени… С момента ее смерти прошло около ста лет. Поиски растянулись на два десятилетия.
Дело в том, что сведения об интересных жителях, легендах края, на Гуцульщине и по сей день часто хранятся только в устных пересказах – никто не записывает. В начале пути у Ивана Михайловича было только прозвище героини фотографии – Чукутиха. Из этой скупой крохи информации он и начал разматывать клубок, ведущий к тайне старой гуцулки…
- Фамилия у нас ничего не значит, важно знать местное прозвище, - объясняет Иван Михайлович. – Вот вы, к примеру, Наталья, но если вы вышли замуж за Мыколу, то вы уже – Мыколиха, а никакая не Наталья. Никто в селе и не знает, что вы – Наталья. А фамилию меняют сразу, как замуж выходят. Вот и эту гуцулку знали только как Чукутиху – супругу Чукута. Это тоже прозвище.
Оказалось, что таких «родов» в этой местности несколько. Иван Михайлович объезжал горные села, где жили люди с прозвищем Чукут или Чукутиха, но находил не тех. Зато иногда случайно натыкался на своих же, незнакомых ранее, родственников – в одном из сел нашел двоюродного брата бабушки.
- Научный глубокий подход мне не помог, работал по другой методике. Показывал фото старой гуцулки и спрашивал: «Не знаете, кто это?» - продолжает Иван Зеленчук. – Что-то люди рассказывали, но все было не то. Пока не нашли мужчину 1920 года рождения, фамилия – Кумлык, коренной житель Верхнего Ясенова возле Верховины. Он в ответ засмеялся: «Такое спрашиваете – я ж был на ее похоронах. Ее все знают». Он отправил нас к людям моложе, которые подтвердили…
Вскоре нашли подтверждение паспортного имени Чукутихи в метрике – Мария Кречунек. Она родилась 26 апреля 1836 года в этом же селе, но на правом берегу Черемоша. Вышла замуж в 31 год и перебралась на левый берег. Мужа звали Йосип Полек, а прозвище его было Чукут, что означало скрытный характер, или замкнутость.
Отсюда ниточка привела к дочке Чукутихи, которая руководила церковным хором, а от нее – к ее дочке, которая тоже вела хор. Вскоре Иван Зеленчук появился перед домом руководителя единственного в стране ансамбля музыкантов, играющих на дрымбе (язычковый щипковой инструмент. – Авт.), - Николая Максимьюка.
- Мыкола, так ты ж – правнук той самой Чукутихи! - с порога заявил Иван Зеленчук.
Тот оторопел. Вынес фотографию своей бабушки – одно лицо. Да и сам музыкант похож на прабабку… Начали расспрашивать старожилов рода – те подтвердили, что Чукутиха – их прямая родственница…
- Может, в целях безопасности не очень-то рассказывали о предках – чтобы не давать точную информацию про род, ведь так легче навредить, а может, внуки и правнуки невнимательно слушали, - размышляет Иван Михайлович. – Парадокс, но, когда рассказывает чужой, внуки и правнуки слушают с открытым ртом, а когда родственники – с «закрытыми ушами».
Правнук Чукутихи на ее могиле, на которой разместили знаменитую фотографию старой гуцулки. Суспільне Карпати
Нашли и захоронение на старом сельском кладбище возле церкви, где покоится Чукутиха. Без креста - на тот момент на могиле лишь камешки лежали, но сейчас уже стоит памятник с той самой знаменитой фотографией.
Прозвище «Чукутиха» на Прикарпатье стало нарицательным. Если семья счастливая, говорят: «Живут, как Чукут с Чукутихой». Пара, давшая народу Карпат множество поговорок, воспитала пятерых детей и прожила вместе 50 лет душа в душу.
- Чукутиха была известной на весь регион свадебной певицей, - рассказывает Иван Зеленчук. – Она сама была из рода, связанного с искусством, так называемая гуцульская аристократия. Семья – музыканты, певцы, танцоры, один - философ. Так что подтвердились наши догадки, что и род у нее был непростой, интересный.
Чукутиха хоть была не единственной певицей в области и районе, но самой известной. Люди знали – если придет она, значит, свадьба пройдет успешно.
- Есть феномен гуцульской свадьбы. Кинорежиссер Александр Довженко, когда впервые в 1939 году к нам пришел, сказал, что в жизни еще не видел такого события, как гуцульское «весіллє» (свадьба. – Авт.), - продолжает Иван Михайлович. - Хотя прекрасно знал традиции украинских свадеб. У нас на гуцульской свадьбе нельзя петь кому что хочется - только обрядовые «співанки». Первый день - по смыслу связанные с началом свадьбы, на второй - с венчанием в церкви, на третий - с появлением молодой семьи. Нет хорового пения - только индивидуальное. Чукутиха была той певицей, что трое суток пела, ни разу не повторяясь, и знала весь репертуар напамять. Феномен украинского пения – это то, чем мы бы тоже могли хвастаться, как достижениями в других отраслях.
Родительскую хату Чукутихи забрали в музей под открытым небом во Львове, а в той, где она с мужем воспитала пятерых детей – на другом берегу, ее правнук открыл музей. В сундуках отыскалось множество фотографий знаменитой родственницы…
Пожилую, но сумевшую сохранить красоту и достоинство женщину из горного региона запечатлел фотограф Николай Сеньковский. На тот момент ей было 90 лет. Фотограф поставил своей целью показать миру гуцульские типы.
- Его фото имеют научную антропологическую ценность, - считает Иван Зеленчук. – За снимок Чукутихи он получил Гран-при на выставке в Париже и купил себе дом в Верховине. Сам из Полтавщины, но остался жить здесь – сначала влюбился в дочку священника, а потом женился на учительнице местной школы Евгении Полищук. Его сын прожил 85 лет, жил во Львове – сейчас там живут его внучка и дочь. Мы с ним были дружны. На Прикарпатье Николай Сеньковский приехал во время Первой мировой войны. Зарабатывал тем, что делал почтовые открытки и портреты. Он сделал то, что Сергей Параджанов в кинематографе – открыл Гуцульщину и показал нас миру – рассказал в своих фотографиях, что есть такие люди, гуцулы, - украинцы, которые живут в Карпатах. А второй раз о нас миру рассказал Сергей Параджанов («Тени забытых предков» - фильм 1964 года о двух враждующих гуцульских родах, который снимали в Карпатах. – Авт.).
Фотография «Старая гуцулка» обобщает образ женщин Карпат старшего возраста. Но есть и другие, не менее известные, тоже авторства Николая Сеньковского. Это - «Парижанка Карпат», ее еще называют «Мадонна Гуцульщины». Моделью послужила Евдокия Храпчук.
- Эта фотография изображает женщин среднего возраста, на которых все держится, - продолжает Иван Зеленчук. – Я годами искал героиню фото, не поверите - оказалось, это первая соседка моего деда! Пока я еще был в поисках, напечатал это фото и подарил сестре моей матери – она еще была жива. А она: «А откуда у тебя доця Тымофийчукова?!» А мы ж годы уже ищем, кто это! А оказалось – ближайшая соседка…
«Парижанка Карпат», ее еще называют «Мадонна Гуцульщины». Моделью послужила Евдокия Храпчук Николай Сеньковский / pinterest.com/vpavlyshyn55
Удалось найти даже оригинал портрета размером метр на метр, напечатанный в Варшаве. Его выкупила дочка Евдокии Храпчук – фото хранится в семье.
- У меня аж мурашки по коже пошли, когда увидел, - откровенничает Иван Михайлович. – Заплатила за него дочка, как за корову – 200 злотых. Корова для гуцула – это единица измерения достатка. Если есть одна корова – бедным уже не назовут. А чтобы считаться добрым газдой (хозяином. – Авт.), надо иметь три коровы. Даже есть выражение такое - если человек переживает, что что-то дорого обойдется, говорят: «Да не бойся, корову не будет стоить».
Еще два известных снимка – это фото старого мудрого гуцула, для которого позировал местный житель Фока Шумив, и молодого гуцульского «легіня» (парня. – Авт.) - на ней изображен Василий Сорыч из Верховины. Это – последнее, что пока расшифровал Иван Зеленчук из серии фотографий.
Не так давно в честь Чукутихи в Верховине начали проводить фестиваль «Кто кого перепоет», а в память о «Парижанке Карпат» Евдокии Храпчук - «Кто красивее оденется». Также есть еще два с реальными прототипами - «Кто кого перетанцует» и «Кто кого переиграет на скрипке», но их герои не связаны с фото.
Евдокия Потяк-Храпчук в Жабье (так до 1962 года назывался поселок Верховина) была известна как Андрииха - после того, как вышла за Андрея Потюка. Родилась в 1903 году, умерла - в 1989. В поселке живет ее дочь, учительница Анна Храпчук. facebook.com/hutsulvudu