Загрузить еще

В гуцульский мотомузей едут байкеры со всей страны – переночевать в «атмосфере истории»

В гуцульский мотомузей едут байкеры со всей страны – переночевать в «атмосфере истории»
Фото: Личный архив Виталий Курыщук

Мечта детства

Небольшой прикарпатский городок Косов раскинулся у подножия Карпат, в самом сердце Гуцульщины. Сюда часто наведываются туристы полюбоваться местными пейзажами – с холмов открывается вид на горы, неподалеку - 15-метровый водопад Гук. Косов известен своими народными мастерами: гончарами, художниками, ткачами, резчиками по дереву и другими умельцами. А недавно здесь появилась еще одна несвойственная для этого гуцульского края достопримечательность - музей старых мотоциклов.

Мотомузей на территории заброшенной солеварни открыл местный байкер, глава Косовского мотоклуба Василий Курыщук. К этому времени он собрал около 20 ретромотоциклов и примерно столько же старых машин.

- Я влюбился в мотоциклы еще в детстве - тогда через мое село по дороге на всесоюзные чемпионаты проезжали байкеры, их тогда называли «мотогоны», из разных стран, - вспоминает старые времена в разговоре с «КП в Украине» Василий Курыщук. - Помню, как маленьким стоял у пыльной дороги, слышал вдали рев моторов и ждал, когда они проедут мимо.

Позже мотоциклы стали делом жизни. Василий занимается ремонтом, реставрацией, организовал свой официальный клуб - в нем несколько десятков постоянных участников. А когда выпросил помещение у властей – перегнал и перенес туда все сокровища, которые собрал за долгие годы.

Часть редчайшего немецкого армейского мотоцикла  «Феномен». Фото: личный архив Виталий Курыщук.

Часть редчайшего немецкого армейского мотоцикла «Феномен». Фото: личный архив Виталий Курыщук.

Побоялся казни за кражу и зарыл в землю

Один из самых интересных экземпляров - немецкий армейский мотоцикл «Феномен». Правда, прокатиться на нем не суждено - до наших времен мотоцикл времен войны сохранился плохо. И нет задней части - ее не нашли.

Люди еще рассказывали, что слышали звук мотоцикла, а потом - автоматную очередь, после чего мотоцикл заглушили. Дед боялся, что его повесят за кражу, и спрятал его - зарыл во дворе в землю.

Эту историю Василий узнал от правнука того деда - пришел к нему, когда два года назад мотоклуб из села переехал в Косов, и рассказал, что, говорят, в их дворе зарыт старый мотоцикл. Услышал, мол, что в мотоклубе ищут и реставрируют ретромашины. Решил поделиться семейной легендой.

- Бабушка говорила внукам, что у деда был мотоцикл, - уверял мужчина. - Правда, никто не видел, чтобы дед на чем-то ездил…

Пошли проверять, и вскоре металлоискатель подал сигнал.

Спустя час-другой откопали ржавую железяку… Семейная легенда оказалась правдой.

- Дед, судя по всему, не интересовался техникой - зарыл в землю, как есть, и мотоцикл плохо сохранился, - вздыхает Василий. - Шины рассыпались в руках в прах, а заднюю часть вообще не нашли…

Мотоцикл

Мотоцикл "Москва" является копией немецкого "DKW". За него польский коллекционер готов заплатить 50 тысяч долларов - но Василий Курыщук отказывается продать. Фото: личный архив

Спрятали в бычьих шкурах под водой

Другие жители умели сохранять и оружие, и технику. Василий Курыщук рассказывает еще одну историю - в те же военные годы в одно из сел Верховинского района заехали немцы. Их было двое - на мотоцикле. Селяне оккупантов втихаря расстреляли, а мотоцикл и автоматы спрятали так, что никто не мог найти - ни металлоискатели, ни собаки.

- Это были не рядовые, а проверяющие военные – судя по тому, что немцы чуть горы не перекопали в поисках хотя бы какой-то зацепки, когда они пропали, - вспоминает рассказ знакомого Василий Курыщук. - Но не нашли ни тел, ни формы - ни клочка. Хорошо спрятав все это, люди спасли село - иначе б его сожгли. А пару лет назад местный житель продал эти «шмайссеры» (Хуго Шмайссер - немецкий производитель огнестрельного и пневматического оружия. - Авт.) и мотоцикл тех немцев – в отличном состоянии.

Их купил знакомый Василия и продал в Европу. Как оказалось, тогда селяне завернули все это в коровьи шкуры и опустили в пещеру под водой. Все было почти как новое.  

- По номеру мотора определили, кто на этом мотоцикле ехал - нашлись внуки, - продолжает Василий Курыщук. - Они хотели побывать на месте гибели своих предков - готовы были любые деньги заплатить, чтоб отвезли, показали место. Но дед наотрез отказался с ними встречаться… Все-таки раны, оставленные войной, еще не зажили до конца, немцы тогда издевались над нашими, над женщинами…

ИЖ-49 выпускался с 1951 по 1958 год. Фото: личный архив Виталий Курыщук.

ИЖ-49 выпускался с 1951 по 1958 год. Фото: личный архив Виталий Курыщук.

Экспонаты не продает

По словам Василия, часто европейцы лучше наших знают, где у нас что со времен войны лежит, и охотятся за этим. А местные не всегда в курсе, что в их же хозяйстве завалялось. Например, в Коломыйском районе семья, выкупившая хату, нашла на чердаке старый мотоцикл 1936-го или 1938 года. Оказалось, сыновья, продавшие дом, даже не знали, что у отца он был.

Экземпляры тех лет высоко ценятся. Такой мотоцикл можно продать за 15 тысяч долларов - коллекционеры денег не жалеют. Такие модели уже не выпускают.

- Один поляк, Роберт, постоянно ездит ко мне и клянчит один мотоцикл 1939-1940 года - чтоб я продал, - рассказывает Василий Курыщук. - Это первая копия немецкого. После войны все ведь делали копии немецких мотоциклов – и японцы, и англичане, и наши. «ИЖ», «МТ», «Минск» - это все копии немецких. У меня нереставрированный, некрашеный – такой, как был в то время. В том и ценность - раритет.

"Победу" Василий Курыщук нашел на металлоломе - выкупил и отреставрировал. Фото: личный архив Виталий Курыщук.

Этот мотоцикл Василий заприметил у детишек - катались на нем, как на велике, с холма, без мотора. Василий дал им взамен скутер, договорившись с родителями, а мотоцикл забрал. Мотор (правда, уже современный) поставил и даже выезжает на нем на какие-то памятные события.

Продавать ни этот мотоцикл, ни другие экспонаты байкер не хочет - даже за большие деньги. 

- Роберт говорит: «Куплю у тебя все - ради него одного»! Это легкий мотоцикл - 125 кубов. Готов был заплатить 50 тысяч долларов, но я отказался, - говорит Василий Курыщук. - Это дело всей моей жизни. А один продавать - так тогда музей осиротеет…

Главу местного байкерского клуба радует, что местным детишкам не нужно раз в год выглядывать у дороги «мотогонов», чтобы посмотреть на мотоциклы - они это могут сделать, придя в его музей. Также Василий проводит гонки, а еще у него работает импровизированный «хостел» для своих - каждый год байкеры со всей страны выпрашивают у «дяди Васи» разрешения поспать среди старых мотоциклов в его музее по дороге в Карпаты. Говорят, здесь «дух истории».

Музей под открытым небом может посетить любой желающий Победа. Фото: личный архив Виталий Курыщук.

Музей под открытым небом может посетить любой желающий Победа. Фото: личный архив Виталий Курыщук.

Новости по теме: машины Музей мотоцикл