Загрузить еще

Мастерица из Тернополя, попавшая на обложку культового журнала в США: Гонорар так и не получила, но это не важно

Мастерица из Тернополя, попавшая на обложку культового журнала в США: Гонорар так и не получила, но это не важно
Фото: Фейсбук Татьяны Витягловской

Случайно нашли в Интернете

О том, чтобы ее гобелены или картины украшали обложки мировых изданий, художница из Тернопольской области Татьяна Витягловская, может, и мечтала тайком, но отправлять снимки своих работ на их суд не решалась. Мало того, о существовании в далекой Америке издания Cream City Review, в котором, как оказалось, мечтают опубликовать свои работы художники, писатели и поэты со всего мира, даже не подозревала… Пока ее гобелены как-то сами не попали на глаза редакторам журнала, рыскающим в поисках художественной «свежатины» в соцсетях.

Татьяна Витягловская вспоминает: эта история началась давно, еще год назад, в самый разгар эпидемии коронавируса во всем мире. Тогда, говорит, многие даже непрофессиональные художники и мастера углубились в творчество и ринулись в соцсети, в группы по интересам, количество которых росло как грибы…

В один из карантинных одинаковых дней «в личку» Татьяны прилетело сообщение от незнакомки, которая оказалась редактором издания Cream city review - художественно-литературного журнала университета Висконсин-Милуоки (средний Запад США). Перевод – «Обзор Кремового города». Кремовый город – так ласково американцы называют Милуоки, родину желтого или кремового кирпича. Кирпич оказался прочным и красивым, и в XIX веке им застраивали и Восточное побережье в Штатах, и Европу. Название прижилось.

- Мне сообщили, что моя работа, гобелен «Диалог», им очень понравилась, и они хотели бы напечатать ее в журнале - после утверждения комиссии, - делится с «КП в Украине» Татьяна Витягловская. – Этот журнал выпускают с 1975 года, и быть опубликованным в нем считается очень престижно – он выходит всего дважды в год. Правда, это только в Америке считается очень «круто»: там, даже если в газетке какого-то региона напечатают, это считается достижением. А у нас это более распространено. Но этот журнал – один из лучших художественно-литературных изданий.

Несмотря на отсутствие «плюшек» в виде высоких гонораров либо предложений поучаствовать в выставках за рубежом, Татьяна согласилась.

Для публикации в этом журнале работы отбирают среди тысяч произведений начинающих и уже известных художников во всем мире. Фото: Фейсбук Татьяны Витягловской

Для публикации в этом журнале работы отбирают среди тысяч произведений начинающих и уже известных художников во всем мире. Фото: Фейсбук Татьяны Витягловской

Для публикации выбрали две работы

Как выяснилось, для двух нетолстых номеров в год комиссия выбирает работы среди четырех тысяч. Отбираются и работы популярных художников и писателей, и произведения еще никому, по крайней мере за океаном, неизвестных.

- Меня потрясло то, что американский журнал предлагает опубликовать мои работы на их страницах, - вспоминает Татьяна Витягловская. – Считается честью попасть на страницы этого издания.

Для публикации отобрали даже не одну, а две работы – кроме «Диалога», американские эксперты оценили диптих «Мелодия города моей молодости». А через какое-то время Татьяна узнала, что ее гобелен «Диалог» украсит не просто страницы журнала, а его обложку.

- Столько эмоций! Я была поражена, что работу художницы из далекой страны отобрали среди такого количества.  Удивительно, что существуют творческие издания, которые следят за художниками со всего мира…,

продолжает Татьяна Витягловская. 

В качестве бонуса мастерице обещали два экземпляра журнала и 200 долларов гонорара. Правда, нужно было столько бумаг разных заполнить, чтобы официально получить эти деньги, что они оказались не наградой, а небольшой платой за потраченное время на перевод и вникание в кипы страниц мелким шрифтом.

- Денег я так и не получила, и не знаю, получу ли еще, но это и не важно. А журналы вот только-только пришли, - отмечает Татьяна Витягловская. – Журнал с моей работой на обложке вышел в феврале – я ждала его ко Дню влюбленных. Но оказалось – зря, доставка заняла почти полгода.

Гобелен «Мелодия города моей молодости», который находится внутри журнала на развороте, сделан на заказ – он висит у почитателей таланта мастерицы из Киева, которые уже не впервые обращаются к ней за украшениями интерьера.

Диптих «Мелодия города моей молодости» также попал на страницы издания – его разместили внутри. Фото: Фейсбук Татьяны Витягловской

Диптих «Мелодия города моей молодости» также попал на страницы издания – его разместили внутри. Фото: Фейсбук Татьяны Витягловской

«Жемчужину» не продает

«Диалог» - одна из лучших, по мнению автора, работ, с которыми Татьяна не спешит расставаться.

- Еще не назвали ту цену, за которую я готова ее отдать, - улыбается Татьяна. – Это яркий красно-малиновый гобелен, в котором я воплотила свои воспоминания от студенчества, походов на природу. Все мои произведения сотканы из эмоций и воспоминаний о разных моментах в жизни. И «Диалог» мне не хочется продавать. Мне кажется, что если художник без работ, все проданы и ему нечего показать, то это его обедняет. Многие мастера не спешат продавать свои «работы-жемчужины».       

Созданием гобеленов Татьяна увлеклась в художественном колледже в Выжнице Черновицкой области – там впервые открыла для себя ткачество. До этого – только рисовала. Признается, что это куда проще, ведь есть возможность исправить неверные мазки. Но трудности не пугали - в институт поступала уже с твердым намерением освоить искусство создания гобеленов.

Чтобы выткать один, требуются два месяца ежедневного труда. Перед этим художница рисует эскиз красками.

Профессия художника - выбор Татьяны с детства, без родительских подсказок. Правда, и бороться с непониманием отца и матери не пришлось – они инженеры, без упреков и сомнений отпустили дочь в мир творчества.

С шестого класса Татьяна уже была самостоятельной - жила без родных, у знакомых в Бучаче, ведь только там в Тернопольской области была художественная школа.

- Мои родители тогда переезжали из Бучача в Чертков, и я решила оставаться, чтобы иметь возможность учиться. Школа давала общежитие, но меня приютили наши бывшие соседи, - вспоминает художница. – Дома я бывала только после обеда в субботу и воскресенье. Каждую неделю ездила по 30 км одна, затем – колледж, институт. Сегодня я – преподаватель художественной школы в Черткове. Сейчас они во многих городах есть, а тогда приходилось идти на жертвы.

Впрочем, Татьяна ни о чем не жалеет – нашла себя. Да и все равно рано или поздно призвание заставило бы вернуться на творческий путь. К примеру, ее дочь получила два высших образования в сфере экономики, но все равно вернулась к студенческому увлечению – танцам - и предпочитает учить детей.

Справка КП

Cream City Review - некоммерческий литературно-художественный журнал, который выходит в Милуоки, штат Висконсин, с 1975 года. За это время количество страниц журнала увеличилось с 50 до 225. В журнале публикуют поэзию, художественную литературу, комиксы, критические статьи и обзоры литературы, интервью с авторами и произведения искусства. Печатается дважды в год. На страницах журнала часто соседствуют знаменитые авторы и начинающие художники. Выпускают журнал за гранты, помощь волонтеров и подписчиков.

Татьяна Витягловская
Татьяна Витягловская
Досье КП

Татьяна Витягловская – украинский художник-модельер текстильной промышленности, художница, член Национального общества художников Украины. Родилась в 1964 году в Бучаче Тернопольской области. Окончила Бучацкую художественную школу, Вижницкий колледж прикладного искусства, Львовскую национальную академию искусств. Замужем за художником Михаилом Витягловским. С 1989 года живет в поселке Заводское Тернопольской области.

Новости по теме: Картины Художники Модельеры