Американские СМИ опубликовали расследование о проблемах в работе соцсети, которое называется «Архив Фейсбук» («Facebook Papers»). Это вызвало резкую реакцию со стороны главы компании Марка Цукерберга, который назвал досье «попыткой представить искаженную картину» о компании.
«Добросовестная критика» помогает Фейсбуку стать лучше, однако попытки, которые предпринимаются в последнее время, направлены на то, чтобы оклеветать компанию. На мой взгляд, то, что мы видим сейчас, это скоординированные усилия по выборочному использованию утекших документов с целью представить искаженную картину о нашей компании», - сообщил Цукерберг.
При этом он признал, что «большие организации должны подвергаться проверкам». Кроме того, по его словам, компании не должны принимать решения о своей медийной политике сами, в некоторых вопросах нужно применять госрегулирование.
«Когда мы принимаем решения, нам нужно балансировать между понятиями социальной справедливости, такими как свобода слова и снижение вредоносного контента, или между внедрением шифрования для конфиденциальности и оказанием помощи органам правопорядка», - заявил глава компании.
В составлении досье участвовали 17 американских СМИ, включая The New York Times, The Washington Post, Politico, CNN, The Verge, Associated Press и Bloomberg. В распоряжении журналистов оказались внутренние документы компании, переданные бывшей сотрудницей Фейсбука Фрэнсис Хауген.
Хауген - специалист по обработке данных с 15-летним опытом работы в технологической сфере. Она пришла в Фейсбук в 2019 году. По словам Хауген, она хотела бороться с дезинформацией, потому что незадолго до этого ее близкий друг увлекся онлайн-теориями заговора и прекратил отношения с ней. В компании Хауген работала в подразделении, которое отвечало за противодействие дезинформации во время выборов по всему миру. После избрания президента США в ноябре 2020 года его расформировали, и весной 2021 года Хауген уволилась.
Перед уходом она скопировала десятки тысяч внутренних документов компании. И поделилась частью из них с The Wall Street Journal, а также написала несколько жалоб в комиссию по ценным бумагам и биржам США. Хауген утверждала, что Фейсбук вводит инвесторов в заблуждение, так как публичные заявления компании не соответствуют ее реальным действиям.
Бывший сотрудник Facebook Фрэнсис Хоген в Британском парламенте дает показания о том, что происходило в компании. Фото: Annabel Moeller/Handout via REUTERS
Хауген выступила на слушаниях в Конгрессе по этому поводу. Так, в частности, она утверждает, что продукты Фейсбука «вредят детям, раскалывают общество и ослабляют демократию». Руководство компании знает о проблемах и понимает, как их можно решить, но ничего не делает для этого или делает недостаточно, потому что ставит прибыль выше общественного блага. По мнению Хауген, в руках Цукерберга сконцентрировано слишком много власти, а Фейсбук не способен измениться самостоятельно и нуждается во внешнем контроле и регулировании.
В самой компании настаивают на том, что все заявления Хауген и журналистов-расследователей вырваны из контекста. И что Фейсбук уделяет большое внимание безопасности пользователей. Там отметили, что за последние пять лет направили 13 миллиардов долларов на обеспечение безопасности пользователей.
Издание CNN сообщает, что это крупнейший кризис за всю историю Фейсбука. Компания столкнулась и с волной интереса со стороны Конгресса США. Демократы и республиканцы согласились с необходимостью дополнительного государственного регулирования соцсети.
Критика в адрес компании Цукерберга звучала от конгрессменов, которые призвали регулирующие органы расследовать поступающую информацию о том, что соцсеть наносит вред детям и углубляет раскол в обществе. Так, Ричард Блюменталь, председатель подкомитета Сената по торговле, сравнил продукты Фейсбука с сигаретами, заявив, что они вызывают такое же привыкание.
сказал Блюменталь.
А в прошлом году Федеральная торговая комиссия и 48 штатов США подали в суды иски к Facebook. Компанию обвинили в нарушении антимонопольного законодательства, в том, что в течение последних десяти лет она использовала свое влияние, чтобы «подавить конкуренцию, и все это за счет обычных пользователей». В заявлениях истцов говорится, что Фейсбук использует в отношении менее крупных конкурентов стратегию «купи или закопай». Они потребовали продать купленные в 2012-2014 годах мессенджер WhatsApp и соцсеть Instagram для «восстановления добросовестной конкуренции».
В компании назвали эти действия правительства нападками на успешный бизнес.