Тема школьных психологов очень неоднозначна и спорна. В то время как сами психологи рассказывали о пользе и необходимости такого специалиста, родители учеников и учителя недоумевали, зачем вообще нужна эта штатная единица?
Мы обратились к психологам, которые уже не работают в школах и могут рассказать из собственного прошлого опыта, как это - работать в школе.
Ольга Саутова работала в школе психологом год. Называет опыт бесценным и считает, что ни одна частная консультация не может так прокачать умения, как школа.
говорит Ольга.
Не могли приять новенькую учителя старой закалки. Они не видели в молодой девушке авторитета и на все рекомендации относительно работы с детьми закатывали глаза.
- Был случай, когда ребенок в первом классе вдруг начал мочиться во время уроков, хотя такого раньше не было, - рассказывает специалист. - Мы провели ряд мероприятий с малышом, я побывала на уроке. Пришла к выводу, что причина проблемы - в учителе. Но принять это она не смогла, спорила со мной, хваталась за сердце. К счастью, мы в итоге смогли прийти к общему знаменателю, но было сложно убедить педагога, что я не враг. А ведь учитель младших классов имеет очень большое значение в жизни ребенка. Как она относится к нему, так будут относиться все дети.
Сложнее, чем с учителями-динозаврами, было работать с родителями школьников. Очень часто они интерпретируют сказанную психологом информацию по-своему, и от этого возникали недоразумения и даже конфликты.
Не нравилась Ольге в работе постоянная писанина - заполнение бесконечного количества журналов. Еще, пожалуй, участие в школьных мероприятиях - выступление перед учителями и родителями, на собраниях и педсоветах. Эти обязанности забирали драгоценное время, которое психолог могла провести в работе с детьми.
говорит Ольга
Ольга подчеркивает, что присутствие специалиста в школе очень важно из-за возможности наблюдать за детьми в разной обстановке и делать выводы не только из рассказов родителей и самого ребенка, которого при частной консультации видишь первый раз, но и из увиденного лично. Психолог видит, какое место в коллективе занимает ребенок, как взаимодействует с одноклассниками и учителем. Это дает возможность выявить причину проблемы намного быстрее и качественнее ее решить.
Несмотря на то что свою работу Ольга очень любила, везде успеть у нее не получалось. Школа, в которой она работала, насчитывала 1300 учеников, и на такое количество предусмотрено 2,5 ставки психолога.
- Самое страшное - если в школе случается ЧП, - вздыхает Ольга. - Например, как-то старшеклассница наглоталась таблеток. Ее, к счастью, откачали, но первая, с кого спросили, была я. Почему не знала, что у ребенка проблемы? Почему вовремя не провела нужную профилактическую работу? А я даже ни разу не была в том классе, где училась девочка, потому что класс был не переходным и не выпускным, до него просто очередь не дошла. Был случай, когда подрались два ученика - снова вопрос ко мне: почему не знала, что есть конфликт в классе, и не предотвратила его? Начинаются разбирательства, в которых участвуют дети, педагоги, родители, психолог. Ответственность колоссальная.
Уволилась Ольга из школы по банальной причине - поняла, что сможет в частном порядке заработать денег больше.
Светлана Алексеевна работала психологом в школе небольшого города. Что интересно, эту работу женщина совмещала с… учительством. Шесть уроков в день Светлана трудилась учителем украинского языка, остальное время консультировала как школьный психолог.
- В нашем городе не найдешь школу, в которой психологом работает человек со специальным образованием. В школе соседнего района психолог - учитель младших классов. Это нормальная практика, потому что психологи без рвения идут на эту работу - платят мало. Две ставки меня радовали, разбирать проблемы детей получалось не перенапрягаясь. Но при условии, если в процесс не влезали родители. Общаешься с ребенком - все более-менее понятно, а на следующий день залетает в кабинет мама и, угрожая увольнением, тюрьмой и прославлением на весь интернет, заявляет, что я не имела права задавать ее Ванечке вопросы о том, какие у них отношения в семье. Но ведь вы подписали согласие на индивидуальную работу с ребенком, и я не просто так задаю ему вопросы, а потому, что это необходимо, - рассказывает Светлана Алексеевна.
Но и с родителями можно было договориться. По-настоящему сложно стало после того, как в школу начали приходить инклюзивные дети.
Обучение работе с особенными детьми Светлана не прошла, и когда случились первые трудности, поняла, что просто «не потянет» такую ответственность.
- Передо мной сидит инклюзивный мальчик, плачет. А вместе с ним плачу я - потому что не знаю, как помочь, обычные методы не работают, - вздыхает Светлана. - К этим детям нужен правильный подход качественно обученным специалистом. А что я? Почитала книжки, посмотрела видео в интернете - и все. После этой истории я уволилась с должности психолога. Продолжаю преподавать в школе украинский язык. После меня пришла девочка без опыта, только после института, но долго не продержалась. Сейчас работает другая, тоже молодая.
Светлана жалеет, что не прошла нужное обучение, но понимает, что работать с детьми - огромная ответственность. У практикующего психолога должна быть возможность постоянно обучаться, и в этом должна быть заинтересована администрация школы вплоть до того, чтобы оплачивать работнику семинары и курсы повышения квалификации.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Мы традиционно спросили у мам, нужны ли, по их мнению, психологи в школах.
Анна, мама второклассника Саши:
- В школе моего сына есть психолог, но я бы ей не доверила своего ребенка. Она молодая, первый год практики. Лучше заплачу деньги и отведу к частному при необходимости.
Мария, мама десятиклассника Романа:
- В свое время школьный психолог очень помогла: она обратила наше внимание на возможную проблему в поведении сына. Сделала это, «прочитав» его рисунок. Было неприятно слышать то, что она сказала, но попала психолог в самую точку. Буквально через пару недель после разговора проблема всплыла, и мы вернулись к психологу уже решать ее, а не предупреждать.
Наталья, мама пятиклассника Никиты:
- Мой ребенок был у психолога из-за поведения, и не раз. Я тоже присутствовала при встречах. Вроде поговорит с ним и становится тише, но потом снова начинает всех доставать. Психолог говорит, что это метод привлечь внимание, а мне кажется, что характер у него такой - бывают же люди с ужасным характером.
Ангелина, студентка первого курса:
- У нас в школе была очень классная психолог. Как-то классе в десятом я поссорилась с парнем, шла по школе заплаканная. Ирина Александровна меня увидела, отвела в кабинет, предложила чай. Я все рассказала, мы поговорили. Я даже с мамой не говорила так, как с ней. Потом еще часто заходила просто поговорить. Вроде ничего не делает, а на душе легче.
ЦИФРА
13% детей в период локдауна испытали психоэмоциональные расстройства.
ЦЕНА ВОПРОСА