Британская женщина-врач Элен Мерфи, заседающая в палате лордов, призналась, что 30 лет назад одурачила один из ведущих медицинских журналов, выдумав "синдром мошонки виолончелиста", который якобы вызывает у мужчин боли от игры на виолончели. В издании рассказ о новом недуге приняли за чистую монету и ввели "болезнь" в научный оборот, передает news.rufox.ru.
В середине 1970-х годов Элен Мерфи - ныне баронесса Мерфи - написала письмо от имени своего мужа в редакцию журнала British Medical Journal с жалобами на боли в мошонке, связанные с игрой на виолончели. Раскрыть обман она решилась после того, как встретила повторное упоминание о "синдроме мошонки виолончелиста" в одной из статей, напечатанных в декабрьском номере BMJ за 2008 год.
На мысль о розыгрыше Мерфи натолкнуло сообщение о "синдроме сосков гитариста" - раздражении, которое возникает из-за прижимания к груди острого ребра гитары. "Мы подумали, что это очень похоже на розыгрыш, и решили поддержать его, придумав аналогичный синдром для виолончелистов", - пишут Мерфи и ее муж в письме, опубликованном в январском номере журнала.
"Любой, кто хоть раз своими глазами видел, как играют на виолончели, понимает, что жалобы на подобные боли просто физически невозможны", - рассказывают супруги. Действительно, исполнитель обычно держит виолончель между коленями, так что никакого вреда промежности инструмент не причиняет. Тем не менее, письмо было опубликовано.
Супруги уверяют, что долгие годы держали розыгрыш в тайне, однако решили признаться, увидев новое упоминание о выдуманном синдроме в серьезной статье. За последние 30 лет "синдром мошонки виолончелиста" поминался в целом ряде медицинских журналов. Один из авторов даже размышлял о том, не является ли истинной причиной раздражения не собственно контакт с инструментом, а неудобная поза при сидении на стуле.
Представитель BMJ сообщил что никто из сотрудников журнала не был уволен за то, что не сумел распознать невозможный синдром. По его словам, в адрес журнала уже приходило письмо еще от одного врача, отмечавшего крайне низкую степень вероятности раздражения подобного рода.
"Теперь нам, по всей видимости, придется каким-то образом публиковать опровержение. Дело в том, что подобные вещи, даже будучи единожды упомянуты в научной литературе, навсегда входят в историю науки. Однако в каком-то смысле это даже добавляет радости жизни, делая ее более веселой", - завил представитель журнала.