Планировать расходы, отличать спонтанные покупки от важных, копить на мечту - всему этому стоит учиться с детства. С ребенком, который ответственно относится к деньгам, и родителям проще: меньше хотелок, непредвиденных трат, конфликтов и недовольства жизнью. А став взрослым, сын или дочь смогут вести семейный бюджет, откладывать, инвестировать, без стеснения потребовать у шефа прибавки к зарплате. С чего начать?
С 6 - 7 лет, когда дети начинают понимать, что такое деньги. Лучше всего через игру. Осваиваете цифры - попробуйте считать купюры. Подарите ребенку игрушечную кассу - и вперед. Обязательно расскажите, что папа с мамой деньги зарабатывают, а не получают из ниоткуда. Младшеклассники могут поупражняться в математике, считая семейные и личные расходы.
Малышам - маленькие суммы на мороженое, сладости. Хоть каждый день. Школьникам - фиксированную сумму раз в неделю, которой должно хватить на необходимое: проезд, обед в школе, что-то личное. Позволяйте также самому покупать канцелярию, пополнять баланс телефона. Старшеклассникам - раз в две недели или в месяц, как зарплату.
Часто представление родителей о потребностях ребенка не совпадает с детскими желаниями. Поэтому стоит обсудить, что чадо хочет купить. Сразу проговорите, что станет по карману, если эти деньги откладывать, но не диктуйте. Если же дитя спустит недельный бюджет на какую-то, как вам кажется, ерунду, не ругайте. Проанализируйте вместе, почему так вышло и как не повторить ошибку. Предупредите, что в следующий раз не станете финансировать раньше времени и он рискует остаться без обеда или денег на проезд.
Разделите стоимость вещи на количество раз использования. Чем меньше результат - тем выгоднее приобретение. То есть вещь за 100 гривен, использованная 100 раз, - лучшее вложение, чем та же вещь за 10 гривен, использованная лишь однажды.
Поговорите об альтернативности: когда покупаешь что-то одно, отказываешься от другого. Машинка - альтернатива шоколадки, выбирай или то, или то.
А самый действенный способ объяснить ценность денег - позволить ребенку самому их заработать. В 10 - 12 лет ребятам уже хочется быть взрослыми и самостоятельными. Самое время рассказать, что карманные деньги - это гарантированный доход, а еще может быть "гонорар" за какую-то работу или услугу.
Даже взрослым иногда сложно удержаться. Нормально откладывать некую сумму на спонтанные покупки и вам, и ребенку. Хорошая штука - список желаний, виш-лист: помогает держать под контролем хотелки. Просит ребенок очередную куклу или трактор - предложите занести это в список, рядом напишите цену. Раз в две недели пробегайтесь по списку, пусть выберет, что хочет больше всего. Тогда и покупайте. Детям постарше предложите не просто вести список, но и сразу определять приоритеты: что нужно купить сейчас, а что может подождать. Анализировать свои желания - полезный навык.
БДИ!
Этих фраз лучше избегать в разговоре:
А как надо? Говорите, что денег хватит, если их расходовать разумно. Сегодня мы не купим симпл димпл, потому что должны заплатить за электричество, а без него нельзя зарядить телефон и смотреть TikTok. Что касается богатых-бедных, объясните: у нас в семье вот такой доход, а если ты хочешь стать крутым бизнесменом, как папа Пети, подумай, что можешь начать делать для этого уже сейчас.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ