Стык весны и лета 1919 года выдался в Киеве удивительно солнечным и мягким. Жители города, уставшие от войны, днями нежились на лавочках в сквериках и на пляжах у Днепра. Не все, конечно. В городе осталось достаточно много царских офицеров, промышленников, помещиков и других зажиточных граждан, сбежавших от революции в Питере и Москве в относительно спокойный Киев. Эти предпочитали не выходить из квартир.
Город переживал 7-ю из 14 смен власти за время гражданской войны. Люди привыкли к репрессиям, обыскам и арестам. С 5 февраля по 30 августа 1919 года город был занят большевиками, и ЧК (Чрезвычайная комиссия) времени не теряла, а о ее жестокости ходили легенды.
В первые июньские дни среди спрятавшихся в квартирах – норках представителей экс-элиты разносится слух - в Киеве открывается консульство Бразилии. Мало того, в город уже прибыл его глава. Импозантный голубоглазый блондин граф Альберт Пирро.
Согласитесь, звучит как новость из другого измерения. Здесь ежедневно слышны выстрелы, на улицах прохожих могут арестовать и даже расстрелять за неловко брошенную фразу или просто за косой взгляд. И, вдруг - консульство. Еще и бразильское, еще и во главе с графом.
На самом деле практика открытия дипмиссий в нынешней столице Украины в те годы была очень распространена. Заинтересованы в этом были обе стороны. И заграница, и Советская Украина. У первых были свои цели – пытались вытащить из хаоса войны застрявших здесь после Первой мировой своих граждан и конечно же выполняли разведывательные функции. Большевистской же Украине было выгодно присутствие иностранных дипмиссий. Какое-никакое, а признание новой власти. Так и множились одно за одним консульства: чехи, немцы, китайцы… и экзотические бразильцы.
Но, если главы других дипмиссий особенно себя не проявляли и на людях предпочитали не появляться, то граф Пирро сразу же дал понять - он человек экстравагантный, публичный и категоричный.
|
Первым делом граф устроил пышный банкет для представителей других дипломатических миссий. Гуляли до глубокой ночи с танцами и морем шампанского. Пирро громко заявлял - большевиков и революционеров недолюбливает, на работу в консульство будет принимать лишь представителей старого режима.
Еще через несколько дней на улицах города были расклеены листовки, с призывом всех граждан Бразилии зарегистрироваться в консульстве и с намеком, что этот статус могут получить едва ли не все желающие. На плакатах было две подписи, самого графа (что не имело никакой юридической силы) и... тогдашнего председателя ВУЧК (и основоположника "красного террора") Мартына Лациса. Кроме того, им было опубликовано и специальное распоряжение, по которому все бразильские граждане и лица, оформившиеся у Пирро, не подлежат арестам, обыскам и могут не подчинятся декретам властей.
Надо ли говорить, что к особняку в центре Киева, где квартировал граф выстроились огромные очереди? Пирро никому не отказывал в помощи и выдавал временные удостоверения "бразильцев".
"Аттракцион невиданной щедрости" длился около месяца. В конце июля 1919 года, когда Киев снова накрыла волна арестов, газеты выдали сенсационную новость. Пирро был обвинен в контрреволюционной деятельности, планировавший государственный переворот. Он и сотрудники консульства взяты под стражу.
"Вокруг него сгруппировалось все черное офицерство и представители буржуазного мира. В распоряжении организации имелись в достаточном количестве пулеметы, винтовки и прочее, и с каждым днем увеличивались запасы оружия для того, чтобы иметь возможность захватить все главные советские учреждения в свои руки и произвести переворот в Киеве. У некоторых из арестованных по делу найдены шифрованные записки, адресованные представителям англо-французских миссий. Многие буржуа обращались в консульство в целях принятия бразильского подданства, чтобы таким образом совершенно порвать с ненавистной им Советской властью" – сообщила пресса.
По утверждению чекистов, консул на самом деле был разведчиком, связанным со спецслужбами Деникина. По его делу было задержано еще пять человек, расстрелянных вместе с Пирро едва ли не на следующий день после ареста.
|
Эта версия событий, происходивших в Киеве летом 1919 года, была единственной и официальной вплоть до завершения советской эпохи. Фигура графа Пирро даже попала в сюжет культового фильма 70-х "Адъютант его превосходительства". И лишь в конце прошлого века оказалось, что на самом деле все могло быть совсем не так.
Исследователей этой истории смутило то, что граф после громкого скандала попросту бесследно исчез. Да, был расстрельный приговор, были другие фигуранты дела, вот только ни тела, ни единой бумаги, подтверждающей смерть графа так и не было найдено. После чего и появилось предположение о масштабной провокации, организованной ЧК. Своеобразная "охота на живца", когда не принявшие новую власть сами приходили в надежде получить спасительный документ, а по сути получали смертный приговор. Сколько людей в итоге пострадало от визитов в "бразильское консульство" до сих пор неизвестно. Очевидцы событий говорят о сотнях расстрелянных в августе, в дни ухода большевиков из Киева. Собственно как до сих пор непонятно, кто скрывался под именем Альберта Пирро – сам граф, простой агент большевистских спецслужб или (к чему склоняются большинство историков) – Яков Петерс, один из основателей ВЧК).
|
"Не было никакого "бразильского консульства" и графа Пирро. Все это рекламный ход новых властей", - так писал сам Альберт Пирро в своих мемуарах "Я раскаиваюсь и проклинаю. Записки бывшего комиссара А. Пирро", опубликованных в Риге в 1926 году. На самом деле никакой он не граф, обычный журналист, нашедший свою нишу в структурах новой власти. Да, ему предложили возглавить необычную бразильскую миссию в Киеве, до того момента пока из Рио де Жанейро не приедет настоящий консул. Задача – создать действующую структуру для выполнения визовых операций.
Он сначала согласился и отправил на утверждение Наркому иностранных дел Советской Украины Христиану Раковскому свои документы. Потом же передумал и решил остаться в Москве. Когда же история с крахом "бразильского консульства" стала международной сенсацией и в ней фигурировало имя Пирро, он естественно возмутился. Дело стало резонансным. По версии Пирро, Раковский просто создал "витрину", где не было никаких бразильцев. Когда же из Москвы пришло письмо с требованием объяснить происходящее, он попросту "свернул проект", а всех задействованных в авантюре людей отправил от греха подальше на спецпоезде в Сибирь.
Как все было на самом деле сегодня предположить сложно. Но то что история с "бразильским консульством" стала одной из самых ярких авантюр в истории Гражданской войны – спорить никто не будет.
КСТАТИ
Люди, не имевшие к Украине никакого отношения
Погрузившись в эту историю понимаешь, что все персонажи, участвовавшие в хитрой схеме, на самом деле по происхождению вообще никак не были связаны с нашей страной.
Альберт-Вольдемар ПИРРО родился в 1893 году в Лифляндской губернии (сейчас это территории, входящие в Латвию и Эстонию). По национальности эстонец. Еще в начале 40-х годов вел активную журналистскую деятельность. Дата смерти неизвестна
Мартын ЛАЦИС родился в 1888 году в Лифляндской губернии, по национальности латыш . Один из руководителей ЧК и основателей идеи "красного террора". Какое-то время даже заменял на посту "главного чекиста" Феликса Дзержинского. Был арестован и расстрелян 20 марта 1938 года по обвинению в госизмене.
Яков ПЕТЕРС - родился в 1886 году в Курляндской губернии ( территория современной Латвии) . Латыш. Яркий авантюрист и еще один из основателей ЧК. Расстрелян 25 апреля 1938 года.
Христиан РАКОВСКИЙ - родился в 1873 году в Османской империи (сейчас территория Болгарии), этнический болгарин. Профессиональный революционер. С января 1919 по июль 1923 года – нарком иностранных дел Украины (с января 1919 года по май 1920 года – нарком внутренних дел.). Был расстрелян по "сталинским спискам" 11 сентября 1941 года
ИЗ МЕМУАРОВ
Анжелика Балабанова, российская и итальянская социалистка:
Дзержинский знал, что Пирро - агент ЧК
"Когда я узнала о деятельности Пирро, я пошла к Лацису.
– Если уж кого и нужно арестовать из-за связи с Пирро, почему бы вам не арестовать самого Пирро? Этот человек действует явно как иностранный агент; по крайней мере, его следует выслать из страны.
– Мы позаботимся о нем, – ответил Лацис.
Но хотя из Московской ЧК приехал сам Петерс, чтобы наблюдать за работой в Киеве, и, хотя "заговорщики", связанные с Пирро, продолжали попадать в руки ЧК, с самим Пирро ничего не случилось, а потом наступление поляков заставило нас эвакуироваться из Киева. Когда я возвратилась в Москву, я пошла к Дзержинскому. Когда я заговорила о деле Пирро, он посмотрел на меня с удивлением: разве я не понимаю, что Пирро – это агент ЧК, который был послан на Украину в роли провокатора?"
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ