Одно из самых радостных событий 2021 года – возвращение из почти пятилетнего плена наших соотечественников. Это утро восьмого января для четырех украинских семей запомнится на всю жизнь – исполнилось одно из их самых заветных рождественских желаний: украинские моряки Евгений Морарь, Владимир Тостоган, Олег Войнеровский и Павел Чайка наконец вернулись домой. Что они пережили в ливийской тюрьме и почему так долго не получалось их освободить - узнавала "КП" в Украине".
13 февраля 2016 года судно CaptainKhayyam, членами экипажа которого были эти четыре украинских моряка, было задержано в территориальных водах Ливии. Экипаж был арестован по подозрению в контрабанде нефтепродуктов. В декабре 2017-го ливийский суд приговорил наших ребят к пяти годам лишения свободы.
На судно Captain Khayyam одессит Евгений Морарь устроился моряком, имея уже семилетний стаж работы. На берегу его осталась ждать семья: мама, жена, 11-летний сын и маленькая дочка, всего 1,5 года. Сейчас Евгению 36 лет, и после ливийского заключения ему надо учиться жить заново. К прежней профессии он вряд ли вернется.
- Чем-то новым будет заниматься. В море он уже не пойдет, да и при желании не сможет, здоровье очень сильно пострадало. Планов пока конкретных по работе нет. Для начала займемся здоровьем – оно важнее, - говорит мама Евгения Юлия Омельченко. - За эти годы у него сильно упало зрение, пострадали зубы и желудочно-кишечный тракт. Это то, с чего мы начнем восстановление здоровья Жени. В тюрьме их кормили очень острой пищей, а вода там просто ужасная.
К местным властям за помощью пока семья не обращалась, не до этого сейчас. Нужно восстановить документы, заняться здоровьем, да и наладить отношения с маленькой дочкой, знакомство с которой происходит практически заново.
- Мы только недавно вернулись из Киева, - продолжает мама моряка. - Жене так непривычно, можно сказать, заново осваивается. Там сидел в маленькой камере, толком не ходил, ему даже ходить на большие расстояния сейчас тяжело. Просто подняться на третий этаж для него непросто.
За это время Евгений начал забывать родную речь.
- Язык немного забыл, там полностью перешел на арабский и наречия всякие, - говорит Юлия. - Выходил с детьми погулять, вокруг ходил, смотрел что и как. Идет процесс адаптации.
До злополучного рейса с гражданской женой Евгений отношения оформить не успел. Но, главное, она его дождалась, и теперь можно будет это осуществить. Вот только с документами бы разобраться.
-Сегодня он ходил восстанавливать паспорт гражданина Украины. Как его сделают, пойдет заключать декларацию с врачом. А пока из документов, подтверждающих личность, лишь удостоверение на пересечение государственной границы из посольства, - отмечает Юлия Омельченко.
О последних пяти годах жизни мама моряка и его семья говорят очень осторожно. Для них эти годы были страшными, связи с Евгением практически не было никакой, а новостные сводки о военных действиях в Ливии никак не добавляли оптимизма. Поначалу связываться удавалось раз в квартал: через сотрудника посольства, который иногда приезжал к морякам в тюрьму. Но как только в апреле 2019-го фельдмаршал Хафтар начал наступление на Триполи – связь оборвалась. Эти месяцы без связи для семьи моряка были самым страшными.
На территорию тюрьмы прилетели 43 ракеты
Вернуться нашим узникам на родину помогали Офис президента, МИД Украины, МВД Украины. Значительную роль в возвращении моряков домой сыграла и благотворительная организация "Фонд помощи морякам "Ассоль".
В организации рассказывают, что освобождать пленных из Ливии в настоящее время - задача чрезвычайно сложная. Эту страну раздирает многолетний военный конфликт, который время от времени обостряется. А моряков судна CaptainKhayyam,к тому же, бросили в одну из самых жестких ливийских тюрем в Мисурате, третьем по величине городе страны. По неизвестной причине их посадили в одну тюрьму с каддафистами – пособниками режима Каддафи.
- Тюрьма, в которой находились моряки судна CaptainKhayyam, была очень жесткой в плане условий содержания. У ребят не было возможности связываться ни с родными, ни с кем бы то ни было. Они были там абсолютно без связи с внешним миром, - говорит глава наблюдательного совета БО "Ассоль" Светлана Фабрикант. - Еда и питье тоже были ужасными: рисовые и бобовые похлебки с мощнейшими специями, которые используются для того, чтобы продукты на жаре не пропадали. Для тех, у кого были проблемы с желудками,- это дополнительный удар по их здоровью. За годы жизни в ливийских тюрьмах ребята обрели целый ряд серьезных заболеваний, и дай Бог, чтобы они поскорее вылечились.
Один из критических моментов случился как раз весной 2020 года. Во время обострения ливийского конфликта тюрьма, в которой находились наши моряки, подверглась ракетному обстрелу.
- На ее территорию попали 43 ракеты. Ребята рассказывали, что во время обстрела они просто упали на землю и считали, сколько ракет прилетело. В какой-то момент они уже прощались с жизнью, понимая, что одна из ракет может попасть и по ним, - рассказывает Светлана Фабрикант.
Часть мисуратской тюрьмы оказалась разрушенной. Уцелевших после обстрела украинских моряков перевели в другую тюрьму, с более человеческими условиями содержания. Ребята было понадеялись, что их оставят здесь, но спустя две недели их снова вернули к каддафистам.
|
С помощью Красного Креста дважды за все время заключения морякам делали анализы, чтобы получить информацию о их состоянии здоровья. На этом успехи в плане помощи за время заключения практически заканчивались. Серьезно осложнялся процесс по спасению наших из-за того, что нет единой, централизованной власти, к кому можно было обратиться.
- Власть в Ливии находится в руках множественных формирований. И если одно из формирований было готово отпустить моряков, не факт. что остальные не решили бы их задержать, - объясняет Светлана Фабрикант. - Потому пленников было важно не просто освободить, их нужно было сразу же вывезти из Ливии, чтобы другая группировка их не перехватила и не стала требовать за них выкуп.
Кроме того, украинское посольство в Ливии находится в Тунисе – ведь ничего не мешает группировкам похищать еще и дипломатов, а потом требовать за них абсолютно такой же выкуп.
|
Чуть более года назад мамы, жены и дети моряков с суден Captain Khayyamи "Рута" (в 2018 году 14 украинских моряков с этого судна также попали в ливийскую тюрьму) пришли вместе в "Ассоль" с просьбой о помощи. С этого, по сути, и началась активная работа по освобождению пленных из Ливии.
- Началось все с привлечения внимания к этому вопросу. Почему-то на эту проблему никто не обращал внимания много лет. Чтобы власть начала хоть какие-то действия по освобождению пленных, в ход пошли письма, обращения в ВР, Кабмин, посольство в Ливии, привлекались и СМИ, - рассказывает Светлана Фабрикант. - Помогали освобождать моряков и турки, которые последние три месяца, по три раза в день, выходили на связь, представители турецкого МИДа и судовладелец делали все, чтобы экипаж удалось освободить.
Глава набсовета БО "Ассоль" подчеркивает важность СМИ в этой истории. Говорит, огласка имеет очень важную роль, так как она заставляет чиновников эффективнее работать и не медлить.
Финальный этап освобождения занял примерно три месяца. За наших моряков был уплачен штраф (фактически – выкуп), который позволил их освободить. Но начальник тюрьмы заболел коронавирусом, и еще долгое время, пока он не выздоровел, моряков просто не выпускали из тюрьмы. Немало времени заняла и организация самолетов. Моряки "Руты" вернулись на родину в июне-2020, самолет с моряками с CaptainKhayyamприземлился в "Борисполе" лишь в начале января 2021-го.
Всю эту ситуацию можно было бы решить гораздо быстрее. К примеру, моряки "Руты" находились в Ливии 3,5 года без приговора, ожидая решения суда. А экипаж CaptainKhayyamполучил приговор еще в 2017 году - 5 лет лишения свободы. С момента оглашения приговора можно было воспользоваться опцией обмена заключенными – ливийцев, которые сидят в Украине, попробовать обменять на наших моряков, но наш Минюст почему-то не захотел идти на подобную сделку.
|
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Получить в Ливии срок за контрабанду – проще простого. Достаточно просто оказаться не в том месте. Власть в стране между собой поделили группировки, и далеко не все из них находятся в дружеских отношениях. К примеру, если судно заходит в один из портов, подконтрольный группировке "А", и загружает нефть, а затем по какому-то поводу заходит в порт, подконтрольный группировке "Б", то тут же экипаж судна могут обвинить в контрабанде нефтепродуктов. То есть загрузился в Триполи, а в Мисурате тебя уже считают контрабандистом. Контрабанда ли это в нормальном понимании этого слова? Сказать сложно. Вдобавок и законы в Ливии и подобных ей странах работают очень жестко и часто бессмысленно.
Так, в Нигерии экипаж танкера Tecneбыл арестован еще в конце апреля 2017 года из-за обвинений в нелегальных грузовых операциях с нефтепродуктами. Руки десятерых членов экипажа сковали наручниками и без особых объяснений увезли в нигерийскую тюрьму. Двое из десяти - украинцы, старший механик Александр Кашерный и электромеханик Александр Назаренко. Их задача на борту - заниматься обеспечением работоспособности судна. К манипуляциям с грузом они не имеют совершенно никакого отношения.
- Конечно же, весь экипаж не может знать, что у него на борту. И по морским законам и конвенциям не несет ответственности за груз. Дело моториста или матроса - подписать контракт и выполнять определенные обязанности на судне. Если каждый матрос начнет к капитану соваться с вопросом, легален ли тот или иной груз, будет полный беспорядок. Потому по морским конвенциям, равнозначной ответственности на весь экипаж нет, - объясняет руководитель проектов БО "Ассоль" Андрей Шевченко. - Моряки не принимают решения о том, где им брать груз, как правило, этим озадачены операторы или судовладелец. Они же и принимают решение, какой груз брать.
Но для нигерийского закона это ничего не значит. Их закон действует по логике - раз судить, так всю команду, без выяснения деталей. Обидно в ситуации с командой Tecneеще и то, что греческая компания-судовладелец Astral Shipping Corporation S.A., вместо того чтобы помогать своим сотрудникам выйти на свободу, просто взяла и отказалась от судна.
Распределение вины на весь экипаж без особых разбирательств встречается в Ливии и Нигерии, есть и на территории Кипра, в общем, в странах, где существует нестабильная политическая или военная обстановка. Несмотря на то что моряки не принимают решения о том, где и какой груз им брать на борт, и морские конвенции это четко регламентируют, некоторые страны игнорируют международное законодательство и руководствуются своими законами.
- Это некий элемент пополнения государственной казны, с одной стороны. Некоторые государства могут даже конфисковать судно и позже его продать или использовать в своих целях. В основном, это экономический шаг. А с другой стороны, для членов экипажей это больше как мера устрашения, - отмечает Андрей Шевченко.
По делу Tecneв Нигерии уже проведены десятки судебных заседаний. С самого начала обвинение требовало пожизненного лишения свободы для всех членов экипажа. Окончательный вердикт нигерийского суда просто чудовищный - моряков признали виновными сразу по четырем статьям обвинения и осудили на 28 лет лишения свободы (по 7 лет за каждую статью обвинения). Правда, оставили альтернативу в виде оплаты штрафа.
Работа над освобождением украинских моряков из Нигерии в настоящее время ведется как благотворительной организацией "Фонд помощи морякам "Ассоль"", так и украинскими дипломатами. Очень хочется, чтобы их труд как можно скорее увенчался успехом и Александр Кашерный и Александр Назаренко поскорее вернулись домой.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ