А вы знаете, что мы переживаем небудничную неделю? С 4 по 10 октября длится Всемирная неделя космоса. Потому что Вселенная так велика, что ей мало одного дня для праздника.
История Украины очень тесно связана с историей освоения внеземного пространства. Это такие известные имена, как основатель практической космонавтики Сергей Королев, конструктор ракето-космической техники Валентин Глушко, это первый спутник, выведенный на орбиту Земли, новейшие ракетные системы и много других достижений, которые имеют мировое значение.
Сейчас, увы, другие времена. Но люди не перестанут думать о космосе, пока будут поднимать глаза к звездам. Об этом мы беседуем с главой Государственного космического агентства Украины Владимиром Усовым.
|
- Владимир, давайте начнем с главного. В Украине сейчас столько нерешенных проблем, что может лучше вкладывать деньги в живое дело, чем тратить их на фантастические планы по освоению космоса.
- Конечно, те деньги, которые выделяются на создание спутника, можно направить на евроремонт туалета в районном центре. Люди будут рады и будут благодарить. Но мы должны понимать, что стратегически получим от первого и второго действия.
Державы, которые развивают космическую индустрию, – это обычно богатые страны. Те, которые от нее отказались, обычно бедные. Какая здесь взаимосвязь, думаю, понятно.
- Да, но для этого наши знаменитые предприятия, которые работают на космическую отрасль, должны выйти из комы…
- Их состояние еще очень тяжелое. Потому что эти предприятия до сих пор работают в рамках логики советской системы и не перешли на рыночную. Хотя уже есть коммерческие проекты, заказы от международных компаний.
В частности, мы сотрудничаем с компанией Northrop Grumman для заказов НАСА. Вот буквально на днях произведен успешный пуск 12-й миссии ракетоносителя "Антарес". КБ "Южное" и "Южмаш" производят первую ступень этой ракеты.
Также был успешный пуск ракеты "Вега" - это ракета Европейского космического агентства, для которой украинское предприятие производит двигатели.
- А не растеряли ли мы за время кризиса специалистов?
- К сожалению, большое количество растеряли, и этот процесс продолжается. 30 – 40 лет назад на "Южмаше" работали 50 тысяч человек, сейчас осталось 5 тысяч. И я думаю, что в ближайшие год-два количество работников еще уменьшится. Потому что тогда и сейчас - разные цели.
Если при СССР "Южмаш" производил 60% мирового производства ракет, то его направляли на создание потенциала для уничтожения США. Сегодня такой цели нет, соответственно, мы не можем загрузить десятки тысяч людей работой. Но сберечь лучших специалистов обязаны. И над этим работаем.
Кстати, исторически "Южмаш" выпускал не только ракеты, а также троллейбусы, автобусы и товары народного потребления. Сейчас работаем над совместным проектом чешской корпорации по созданию водородных двигателей и с корейской корпорацией по началу сборки электрических автобусов.
- Украинские вузы, в том числе "КПИ", готовят молодых специалистов для космической отрасли, но талантливая молодежь считает, что в Украине перспектив нет. Сможете ее переубедить?
- Сейчас мы делаем для этого все возможное. Когда будет создана Национальная космическая программа, появятся госзаказы для предприятий, вовлеченных в производство ракет-носителей, двигателей, космических аппаратов. И те, кто сейчас готовится получить диплом, будут востребованы. Космические специальности – это главный тренд следующего десятилетия.
- Два года назад в Украине заговорили о постройке - ни много ни мало - своего космодрома. Но потом от идеи отказались: выяснилось, что ступени ракет будут падать на Турцию. Это был реальный проект или фантазии?
- Это была идея одной из частных компаний, которая изучала возможность построения космодрома в Херсонской области. Теоретически с берега Черного моря можно запускать легкую ракету. Обломки упадут в воду, над территорией Турции ракета пролетит на высоте более 100 километров, а это уже территория космоса, которая не принадлежит конкретной стране. Но принимать такое политическое решение, найти инвесторов – тут могут быть проблемы.
Как идея - проект до сих пор существует, но на уровне государственной программы не рассматривался. Он может быть реализован когда-нибудь как коммерческий при условии договоренности не только с Турцией, но и другими странами Средиземноморского региона, где также придется обеспечивать безопасность при падении обломков.
- А договоренности о создании совместного космодрома с Канадой – на ее территории?
- Этот проект есть, он реализуется частной американо-канадской компанией в провинции Новая Шотландия. Процесс двигается медленно, но двигается. Будем надеяться, что все получится, и там начнут использовать украинские ракеты. Речь идет о новой ракете поколения "Циклон" - "Циклон 4М". Наработки по ней мы закладываем в государственную космическую программу.
- Часто приходится слышать об использовании космических технологий в сегодняшних реалиях. Вот посуду для кухни так рекламируют. Есть перспектива, что на выделенные для агентства деньги мы получим земную выгоду?
- Конечно, уже сейчас мы используем космические сервисы для решения большого количества проблем. Например, дистанционное зондирование земли. К сожалению, происходит все больше пожаров, и космические технологии помогают их отслеживать, максимально быстро реагировать, предвосхищать распространение.
Вспомните о летних пожарах в Житомирской области, когда огонь подбирался к Чернобылю. Благодаря нашему Космическому центру удалось промониторить направление пламени, чтобы его локализовать и ликвидировать.
Космические сервисы также обеспечивают национальную безопасность. Это незаконная вырубка лесов в Карпатах, нелегальная добыча янтаря, контрабанда в акваториях портов.
Услуги, которые делают возможным попадание большего количества налогов в бюджет. Эти деньги могут пойти на ремонт школ, медицину.
|
- В Украине наверняка подрастают мальчишки, мечтающие стать астронавтами. Есть ли у них хоть маленький шанс?
- Думаю, что есть и даже не маленький. Мы сейчас является свидетелями второй волны освоения космоса. За последние несколько лет значительно возросло количество запусков космических кораблей. А недавно все человечество следило за тем, как Space X вывела первую частную пилотируемую миссию. Конечно, очень хочется, чтобы подобные проекты реализовались и в Украине.
- В нынешних реалиях это кажется утопией.
- Основная проблема Украины в том, что она фактически отказалась от участия в больших космических программах. Сконцентрировались на вопросах промышленности, но и это не на должном уровне.
Сейчас мы пытаемся вернуться к субъектности Украины в глобальных проектах освоения космоса. И вот впервые в истории страны проекты нашего Государственного космического агентства были включены в дорожную карту освоения Луны, которая основывается на проектах всех космических агентств мира.
Также есть достаточно много наработок по инфраструктуре, которая будет создаваться на Луне. В частности, КБ "Южное" разработало проект промышленной индустриальной базы. Оно может участвовать также в проекте "Артемида" - космической программе НАСА по возвращению на Луну.
- Возвращение на Луну… Звучит как ностальгия.
- На Луне побывали только американцы, но они подчеркивали, что сделали это не как представители США, а как представители человечества. В космосе традиционно ориентируются на планетарный масштаб и говорят о человеке как о представителе биологического вида. Думаю, это подход сохранятся и в будущем.
А если перейти к самым насущным планам, то к концу года, мы так рассчитываем, Украина получит свою Национальную космическую программу. Такой не было уже больше трех лет, соответственно, не было госзаказа на создание космических аппаратов, новых ракетоносителей.
В развитие космической программы мы закладываем несколько конкретных целей. Первая – это независимый доступ к космосу путем создания нового комплекса и использования космодрома.
Вторая – собственная группировка спутников. У нас сегодня, к сожалению, нет своих спутников дистанционного зондирования Земли в космосе.
Третья – участие в глобальных международных проектах. Мир не должен забывать, что Украина имеет самое прямое отношение к тому, что в космос был запущен первый искусственный сателлит и на орбиту Земли вышел первый человек.
Мне лично очень хочется, чтобы Украина вернулась в клуб держав, которые осваивают космическое пространство с промышленной и научной точки зрения.
- Сегодня Америка, Китай, Арабские Эмираты соревнуются, кто первым освоит Марс. А Европа, получается, нацелилась на Луну. Это разделение космоса или отдельная стратегия?
- Это два разных подхода. Миссия на Марс - давняя мечта человечества. Но когда человек достигнет Красной планеты, эффект будет такой, как от высадки на Луну 50 лет назад. Незадолго до своей кончины в 2017 году американский астронавт Юджин Сернан сказал, что ему очень жалко умирать с осознанием того, что он последний человек, который побывал на Луне.
Так вот на Марсе история повторится – от человека надолго останется только отпечаток ноги. А Лунная программа поможет сделать шаг от логики "прилетели, высадились, улетели" к логике, когда человек начинает организовывать стабильную жизнедеятельность на спутнике Земли.
Луна должна сыграть роль тренировочного полигона. Если мы освоим на ней научные и промышленные миссии, то сможем летать в любой уголок Солнечной системы.
- Недавно Украина стала членом Ассоциации "Лунная деревня". Название очень интригующее. Что мы можем построить в этой "деревеньке"?
- Есть конкретные наработки, которые мы уже предложили партнерам. Это установка, обеспечивающая электролиз воды и льда, чтобы производить ракетное топливо для аппаратов, которые будут взлетать с Луны. Также энергетическая установка, которая работает на перепаде температур над поверхностью и под поверхностью Луны. Разница там огромная, и это можно использовать как источник энергии.
Есть разработки по новому поколению лунных посадочных модулей, которые могут использоваться как для грузовых перевозок, так и для пилотируемых миссий.
|
- Когда вас назначали на должность, было много упреков, что вы ничего не смыслите в космосе, космических технологиях и большом производстве. Но сейчас производите впечатление компетентного человека. Трудно пришлось учиться?
- Я из той породы людей, которых интересует новое. Те проекты, которыми я занимался раньше, а это касается и 3D-печати, и биопечати, и электронных книг, тоже были новыми. Не только для меня, но и для всего мира. То же и с космосом. Привычка учить и разбираться – это часть моей повседневности. Поэтому я не почувствовал изменений в стиле жизни.
- Владимир, вы любите фантастику?
- Ну конечно! Как глава Космического агентства может ее не любить. Правда, в последнее время европейские и американские авторы перестали радовать, зато появились китайские. Очень рекомендую трилогию Лю Цысиня "Задача трех тел". Свежий взгляд и мощная разработка темы.
- А сами верите, что человечество когда-нибудь освоит другие планеты?
- Наверное, я верю в это даже сильнее, чем многие другие. Потому что у меня больше информации. Весь прогресс человечества связан с расширением ареала обитания. Всплески развития цивилизаций всегда были связаны с географическими открытиями, освоением новых земель.
Но вся Земля людьми уже пройдена. Следующий виток цивилизации будет связан с освоением космоса. Это неизбежно, это часть эволюции нашего биологического вида.
- А в то, что к нам может прилететь НЛО, верите?
- Такой информации пока не имею. Если прилетят, встретим по-украински хлебом-солью.
Досье
Владимир Усов родился в Одессе в 1983 году, высшее образование получил в Одесском национальном морском университете по специальности "менеджмент организаций", работал в транспортных и меди-компаниях.
Известность получил как организатор нескольких успешных стартапов в сфере информационных технологий. В частности, стартап Kwambio из платформы по 3D-печати перерос в компанию по разработке высокоточных 3D-принтеров для керамики. Заказчиками украинской продукции выступили такие известные компании, как General Electric, Stanley, Coca Cola.
24 января 2020 года возглавил Государственное космическое агентство Украины.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Космическом агентстве Украины новый глава. Им стал 35-летний одессит Владимир Усов, чья IT-компания первая в мире разработала технологию печати живых костей на 3D-принтере. И первая же мысль, которая посещает: почему IT-шник должен руководить космическими проектами? Что он понимает в ракетостроении?