О том, что дети пойдут в школы 1 сентября, донецкие родители узнали менее чем за месяц до начала нового учебного года. До этого времени никто не мог толком сказать: сядут школьники за парты в классах или за компьютер дома из-за коронавируса?
При этом в июне-июле источники из "власти" доносили, что, кажется, все готовятся к дистанционке. В июле-августе разговоры затихли, и вот наконец решили – учебные заведения начнут работу в обычном режиме. Но по специальной инструкции.
"Инструкция по проведению образовательного процесса при сохранении риска распространения COVID-19" предполагает массу необходимых процедур, но вот кто их будет осуществлять – тот еще вопрос.
Например, генеральные уборки школьных помещений с применением средств дезинфекции до начала учебного дня. Осталось уговорить уборщиц взять на себя дополнительные нагрузки за те же деньги, при этом что включает в себя понятие "генеральная уборка" - не сказано. Означает ли это ежедневное мытье окон, радиаторов, плафонов, которые в обычное время моются в лучшем случае раз в год и то силами родителей?
- Я не уверена, что за 5000-6000 рублей (менее 3 тысяч гривен) уборщицы будут приходить к 6 часам утра в школу, чтобы "отгенералить" ее до начала уроков в 8 часов, - отмечает мама школьника Анна. - Или директорам придется поломать головы, как распределить процессы.
Еще указание: "Сотрудники при входе в учебное заведение будут проходить температурный скрининг, учащимся, кроме замера температуры тела, полагается визуальный осмотр на наличие признаков острой респираторной инфекции".
Как показала практика, действующая с марта в Донецке, "температурный скрининг" - это просто запись в бумажную таблицу своей температуры. Без всяких скринингов и замеров. Каждый пишет 36,6 и идет дальше. Вряд ли кто-то честно признается, что у него 37,2. Скорее останется дома и будет честно бюллетенить. А таблица – вот она! Не придраться.
Или же дежурный сотрудник будет стоять на входе в школу и мерить температуру приходящим коллегам? Медсестер же в донецких школах нет и не предвидится.
Особый интерес вызвали рекомендации о наличии у детей масок (как минимум пяти медицинских масок или двух матерчатых на весь учебный день) и соблюдение детьми социальной дистанции. Впрочем, подумали – и решили эти пункты из инструкции убрать.
- Какие пять масок в день? Какие маски вообще? Кто их будет менять? - интересуется отец донецкого младшеклассника Анатолий. - Какая социальная дистанция, если на переменах дети бесятся и носятся толпами, ничего не слыша и не видя? Это все настолько нереально, что даже смешно.
Пункты о масках подкорректировали: теперь их "использование работниками школ необходимо только во время прихода и приема детей в учреждение, при общении с родителями детей и в исключительных случаях по требованию руководителя, медработника или ответственного лица в учреждении. Для школьников ношение масок на уроках не обязательно, учителя также могут не носить маски на уроках".
- Все сводится к тому, что никто толком ничего соблюдать не будет. Ну скажите, как на двух-трех-четырех этажах школы проследить, чтобы дети не толпились на переменах и социально дистанцировались? - говорит бывший преподаватель школы Валентина Алексеевна. - Как проверить дезинфекцию в классах? Да никак! Уже санэпидстанции говорят о том, что не все санитайзеры в классах можно ставить, а какие-то определенные. С родителей в школах уже собирают деньги на перчатки, салфетки, мыло, те же санитайзеры и дезинфекторы. Директора говорят, что в бюджетах школ на это деньги не везде заложены. В общем, все будет либо поставлено с ног на голову, либо просто на все эти инструкции "забьют".
Несколько донецких родителей рассказали "КП" в Украине", что решили оставить своих детей на дистанционном обучении. По их словам, это будет безопаснее для ребенка, так как никто не даст гарантии, что в школе он не подхватит коронавирусную инфекцию.
- Мы долго думали, как все это обустроить. Кроме сына, у меня двое крохотных малышей и старенькая мама - мы живем вместе в квартире. Я поняла, что у нас очень высокий риск заражения, если сын будет ходить в школу в данной ситуации с эпидемией. Поэтому решили так: сын зарегистрировался на дистанционное обучение в одну из украинских онлайн-школ. Он идет в девятый класс. В донецкой школе сейчас наш вопрос рассматривают и думают, можно ли нас отправить на дистанционку или нам надо забирать документы. В любом случае, я не готова рисковать здоровьем семьи. Не верю в цифры нашей статистики, считаю, что больных гораздо больше, чем нам говорят, - рассказала донецкая мама Ангелина.
Ее "коллега" Евгения согласна с ней и поведала, что весь сентябрь ее дочь-второклассница проведет дома.
- Мы договорились с учительницей, что она будет выкладывать домашние задания в группу в Вайбере. Дочь будет заниматься дома. В сентябре большая часть времени уходит на повторение пройденного, так что не думаю, что ребенок отстанет по какому-то предмету. В октябре уже будет понятно, как складывается ситуация, - отмечает Евгения.
Родители говорят: уверены, что образовательный процесс перейдет на дистанционку еще до начала октября. Ссылаются на "друзей из министерства", дескать, две недели учебы в школах - а потом по домам. Или первую четверть за партами - остальное за домашними ноутбуками.
- Учителя говорят, что так тоже может быть. Но никто толком ничего не знает, говорят, все по ситуации. А мы мучаемся: покупать ли ребенку одежду для школы или не надо, если все равно дома будет сидеть? - говорит дончанка Анна. - Собрать ребенка в школу сейчас очень трудно, после карантина у людей мало денег. Думаю, это так везде.
КСТАТИ
В 2013-2014 году в школы города Донецка пришли около 69 тысяч учащихся (из них 8 тысяч первоклассников). А в 2019-м в донецких школах училось примерно 53 тысячи "обучающихся", как сейчас принято именовать здесь учеников (из них первоклассников почти 6 тысяч).
Проверить эту информацию может любой, особенно те, кто утверждает, что количество жителей бывшей шахтерской столицы вышло на довоенный уровень, что "люди возвращаются в Донецк", что количество дончан уже вот-вот превысит уровень 2014 года….
На самом деле все гораздо печальнее. В этом году в первый класс школ пойдет много детей, рожденных в 2014-м. Они не знают жизни без блокпостов, комендантского часа, без войны и разрушений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ