Загрузить еще

Проводники о милиции в поезде: Бывало, они напивались в дороге, брали дань с карманников

Проводники о милиции в поезде: Бывало, они напивались в дороге, брали дань с карманников
Фото: Фото: Синица Александр / УНИАН

Журналистка Анастасия Луговая, ставшая жертвой нападения насильника в поезде, до сих находится в тяжелом состоянии. Она перенесла операцию на сломанной челюсти и борется с головными болями – последствием сильных побоев. Сын Насти, свидетельужасной сцены, посещает психолога и боится оставаться один. В Фейсбуке женщина написала, что прячет от ребенка свое опухшее, все в синяках лицо, чтобы не усугубить психологическую травму.

Инцидент в купе состава "Киев – Мариуполь" всколыхнул всю страну и заставил говорить о безопасности пассажирских перевозок на самом высоком уровне. Но большая доля вероятности, что вопрос останется не решенным. Проблема упирается не только в деньги, о которых сейчас спорят "Укрзалізниця" и МВД, но и в организацию работы, которую строили десятилетиями, а развалили в считаныедни.

Сопровождали не все поезда  

По горячим следам нападения на Анастасию Луговую "Укрзалізниця" обратилась к МВД с просьбой восстановить сопровождение поездов дальнего следования. Ирония заключается в том, что восемь лет назад это же ведомство наотрез отказалось от нарядов милиции, мотивируя это дороговизной и неэффективностью.

- На самом деле милиция сопровождала не все поезда, - вспоминает Ирина Молчанова, бывшая сотрудница "УЗ". – Наше руководство вместе с линейными управлениями определяло самые криминогенные направления,и там дежурили два человека. Иногда им давали купе для отдыха, иногда наряды сидели вместе с начальником поезда и сменяли друг друга на узловых станциях. Чтобы ловили насильников – такого не помню. В основном занимались ворами-"вагонниками", гоняли бабушек с пирожками, иногда разнимали драки.

Об их эффективности, по мнению нашей собеседницы, действительно можно поспорить. Например, с клофелинщиками - теми, которые спаивают пассажиров и воруют вещи, – справиться не удавалось. Отравители сходили с поезда раньше, чем жертва просыпалась и звала на помощь.

- Бывало, что мужики с погонами сами напивались в дороге, бывало, что брали дань с тех же карманников. Но попадались и хорошие ребята. В целом присутствие милиции в поезде производило психологический эффект защиты. Особенно для проводниц, которым приходилось утихомиривать пьяных пассажиров.

От милицейского сопровождения "Укрзалізниця" начала отказываться в 2011 году, в 2012-м этот вопрос подняли на уровне Кабмина, в 2013-м появилось официальное сообщение, что "лавочка" закрылась. Неофициальные источники свидетельствуют, что "УЗ" собиралась основать собственную охранную фирму, но что-то не заладилось.

Ломать – не строить

До 2012 года сопровождение поездов осуществляла транспортная милицию – самостоятельное подразделение по охране порядка на всех железнодорожных узлах, вокзалах и прилегающих к ним базарах. В 2015 году, когда в МВД грянула "большая грузинская реформа", транспортную милицию ликвидировали как факт, посчитав затратным содержать четыре административных управленияи штат следователей с малой нагрузкой уголовными делами.

Как говорится, ломать – не строить. Спохватились в 2017 году после ряда не таких громких,как сейчас, но тоже неприятных инцидентов. Тогдашний премьер-министр Владимир Гройсман поднял вопрос овозвращении полиции охраны в поезда. А в 2018-м официально поручил "Укрзалізниці" и МВД разработать предложения по обеспечению безопасности пассажиров во время путешествий.

Но проблему так и не решили по причине того, о чем спорят сейчас:кто будет платить.

В "Укрзалізниці" считают, что полиция должна отрабатывать свои деньги. Бывший руководитель департамента пассажирских перевозок "УЗ" Александр Красноштан подсчитал вФейсбуке, что за год пассажиры железной дороги платят около 2 миллиардов гривен налога на добавочную стоимость, из этих средств финансируется, в частности, полиция,и вот пускайонаотрабатывает денежки. Кроме того, по мнению эксперта, Закон "О национальной полиции" обязывает ее охранять порядок в общественных местах, а поезд – самое оно.

В МВД, само собой, придерживаются противоположной точки зрения – платить за охрану пассажирских поездов должна "Укрзалізниця". Если не хочетплатитьполиции, пусть платит частной фирме.

А теперь опятьвернемся к истории.

Сейчас полиция работает только на вокзалах. Поэтому преступникам в поездах – вольготно. Фото: Гонтар Владимир / УНИАН

"Мы за это уже заплатили"

- Я работал в транспортной милиции с 1957-го по 1998 год, - вспоминает ветеран МВД Анатолий Стеблевский.– Начинал сержантом, ушел на пенсию в должности начальника Фастовского отдела. Транспортная милиция считалась привилегированным подразделением еще со времен Союза – и форма у нас была поновее, и содержание чуть лучше, потому что мы были на балансе отделений железной дороги.  И сопровождение поездов тоже оплачивалось железнодорожниками.

Это же подтверждает и бывший руководитель пресс-центра МВД Владимир Полищук.

- Транспортная милиция подчиняласьМинистерству внутренних дел, но финансировалась железной дорогой. Так же, как полиция охраны метрополитена финансируется этим ведомством, - говорит эксперт.

На самом деле никто никому не дает просто так. До 2013 года милицейская охрана поездов,очевидно,должна была включаться в стоимость проезда. После отказа от этой "роскоши" билеты, как мы помним, не подешевели, зато железнодорожники на нашей с вами безопасности сэкономили.

- Сопровождение пассажирских поездов необходимо, - считает адвокат Сергей Бурлаков. – И очень правильно, что недавний случай получил резонанс. Много фактов – от хамства, воровства до групповых инцидентов - скрывают от общественности. Поезд – это закрытое пространство, где люди проводят много часов, это зона риска, которая должна патрулироваться, как и все остальные.

Если деньги найдут, где людей брать?

То, что было, нам простили. Попросят – заплатим еще. Сергей Бурлаков привод в пример расчеты, сделанные журналистом ICTV Владимиром Михайловым. "Укрзалізниця" жалуется, что полиция хочет за свои услуги 250 миллионов гривен. Если разделить эту сумму на 150 миллионов пассажиров, которых перевозит "УЗ", получается 1 гривна 70 коп.

- Простая арифметика показывает - все реально, - подчеркивает юрист.

Но даже если ведомства придут к согласию о деньгах, придется решать проблему человеко-единиц. В пресс-службе Национальной полиции "КП" в Украине" привели свою арифметику:

- По Украине курсируют 200 поездов. Наряд должен состоять из двух человек, стандартный график работы сутки-трое. Необходимо, по самым скромный подсчетам, 1200 сотрудников полиции для сопровождения и как минимум 300 административных единиц для выдачи оружия, учета дежурств и так далее.

В ныне действующем штатном расписании таких вакансий нет. Вырывать людей из патрульной полиции, которой и так не хватает, или переквалифицировать следователей – нереально. Даже если привлечь полицию охраны, которая работает на коммерческой основе, понадобится время, чтобы набрать дополнительный персонал.

Если дешево, то плохо

Альтернативный вариант – нанять частную структуру. Благо сегодня на рынке приватных охранных фирм воз и маленькая тележка.

- Теоретически организовать охрану пассажирского состава несложно. Нам все равно, куда сажать людей – в машину, которая выезжает на срабатывание сигнализации, в будку возле какого-то офиса или в поезд, - говорит директор охранной компании "Сириус" Игорь Николенко. - Но если "УЗ" объявит тендер, то выиграет фирма, которая предложит самые дешевые услуги. А это значит, что в охрану могут попасть неподготовленные, необученные люди, у которых в руках максимум резиновая дубинка и от которых может быть больше проблем, чем пользы.

Если прописать условия тендера так, что в нем смогут принять участие только секьюриты самого высокого уровня аккредитации, которым разрешено владение травматическим оружием, то стоимость услуг такой фирмы будет не ниже, а то и выше, чем работа полиции охраны, у которой оружие – боевое, подчеркивает эксперт. 

А пока идут все эти споры, безопасность пассажиров остается в их собственных руках.

БДИ!

Топ-5 правил безопасности

  1. Ценные вещи и деньги старайтесь держать на себе. Удачный вариант – это сумка-пояс, который не нужно снимать даже на ночь.
  2. Отказывайтесь от любых напитков, которыми угощают попутчики. Даже безалкогольных. Растворенное в лимонаде снотворное тоже дает сильный эффект.
  3. Не соглашайтесь на азартные игры, размен купюр.
  4. Не оставляйте на столиках или на полках документы, планшеты, мобильные телефоны.
  5. Женщинам, которые едут одни или с маленькими детьми, а также подросткам лучше покупать билеты в плацкарт. Это менее комфортно, но более безопасно, чем остаться с незнакомцами в закрытом купе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Украина обратилась к властям Турции из-за избиения модели Дарьи Кирилюк на пляже

История модели Дарьи Кирилюк вышла на международный уровень. Заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко обратился в Посольство Турции в Украине с просьбой расследовать заявление девушки об избиении на пляже.