Журналистка Анастасия Луговая, ставшая жертвой нападения насильника в поезде, до сих находится в тяжелом состоянии. Она перенесла операцию на сломанной челюсти и борется с головными болями – последствием сильных побоев. Сын Насти, свидетельужасной сцены, посещает психолога и боится оставаться один. В Фейсбуке женщина написала, что прячет от ребенка свое опухшее, все в синяках лицо, чтобы не усугубить психологическую травму.
Инцидент в купе состава "Киев – Мариуполь" всколыхнул всю страну и заставил говорить о безопасности пассажирских перевозок на самом высоком уровне. Но большая доля вероятности, что вопрос останется не решенным. Проблема упирается не только в деньги, о которых сейчас спорят "Укрзалізниця" и МВД, но и в организацию работы, которую строили десятилетиями, а развалили в считаныедни.
По горячим следам нападения на Анастасию Луговую "Укрзалізниця" обратилась к МВД с просьбой восстановить сопровождение поездов дальнего следования. Ирония заключается в том, что восемь лет назад это же ведомство наотрез отказалось от нарядов милиции, мотивируя это дороговизной и неэффективностью.
- На самом деле милиция сопровождала не все поезда, - вспоминает Ирина Молчанова, бывшая сотрудница "УЗ". – Наше руководство вместе с линейными управлениями определяло самые криминогенные направления,и там дежурили два человека. Иногда им давали купе для отдыха, иногда наряды сидели вместе с начальником поезда и сменяли друг друга на узловых станциях. Чтобы ловили насильников – такого не помню. В основном занимались ворами-"вагонниками", гоняли бабушек с пирожками, иногда разнимали драки.
Об их эффективности, по мнению нашей собеседницы, действительно можно поспорить. Например, с клофелинщиками - теми, которые спаивают пассажиров и воруют вещи, – справиться не удавалось. Отравители сходили с поезда раньше, чем жертва просыпалась и звала на помощь.
- Бывало, что мужики с погонами сами напивались в дороге, бывало, что брали дань с тех же карманников. Но попадались и хорошие ребята. В целом присутствие милиции в поезде производило психологический эффект защиты. Особенно для проводниц, которым приходилось утихомиривать пьяных пассажиров.
От милицейского сопровождения "Укрзалізниця" начала отказываться в 2011 году, в 2012-м этот вопрос подняли на уровне Кабмина, в 2013-м появилось официальное сообщение, что "лавочка" закрылась. Неофициальные источники свидетельствуют, что "УЗ" собиралась основать собственную охранную фирму, но что-то не заладилось.
До 2012 года сопровождение поездов осуществляла транспортная милицию – самостоятельное подразделение по охране порядка на всех железнодорожных узлах, вокзалах и прилегающих к ним базарах. В 2015 году, когда в МВД грянула "большая грузинская реформа", транспортную милицию ликвидировали как факт, посчитав затратным содержать четыре административных управленияи штат следователей с малой нагрузкой уголовными делами.
Как говорится, ломать – не строить. Спохватились в 2017 году после ряда не таких громких,как сейчас, но тоже неприятных инцидентов. Тогдашний премьер-министр Владимир Гройсман поднял вопрос овозвращении полиции охраны в поезда. А в 2018-м официально поручил "Укрзалізниці" и МВД разработать предложения по обеспечению безопасности пассажиров во время путешествий.
Но проблему так и не решили по причине того, о чем спорят сейчас:кто будет платить.
В "Укрзалізниці" считают, что полиция должна отрабатывать свои деньги. Бывший руководитель департамента пассажирских перевозок "УЗ" Александр Красноштан подсчитал вФейсбуке, что за год пассажиры железной дороги платят около 2 миллиардов гривен налога на добавочную стоимость, из этих средств финансируется, в частности, полиция,и вот пускайонаотрабатывает денежки. Кроме того, по мнению эксперта, Закон "О национальной полиции" обязывает ее охранять порядок в общественных местах, а поезд – самое оно.
В МВД, само собой, придерживаются противоположной точки зрения – платить за охрану пассажирских поездов должна "Укрзалізниця". Если не хочетплатитьполиции, пусть платит частной фирме.
А теперь опятьвернемся к истории.
|
- Я работал в транспортной милиции с 1957-го по 1998 год, - вспоминает ветеран МВД Анатолий Стеблевский.– Начинал сержантом, ушел на пенсию в должности начальника Фастовского отдела. Транспортная милиция считалась привилегированным подразделением еще со времен Союза – и форма у нас была поновее, и содержание чуть лучше, потому что мы были на балансе отделений железной дороги. И сопровождение поездов тоже оплачивалось железнодорожниками.
Это же подтверждает и бывший руководитель пресс-центра МВД Владимир Полищук.
- Транспортная милиция подчиняласьМинистерству внутренних дел, но финансировалась железной дорогой. Так же, как полиция охраны метрополитена финансируется этим ведомством, - говорит эксперт.
На самом деле никто никому не дает просто так. До 2013 года милицейская охрана поездов,очевидно,должна была включаться в стоимость проезда. После отказа от этой "роскоши" билеты, как мы помним, не подешевели, зато железнодорожники на нашей с вами безопасности сэкономили.
- Сопровождение пассажирских поездов необходимо, - считает адвокат Сергей Бурлаков. – И очень правильно, что недавний случай получил резонанс. Много фактов – от хамства, воровства до групповых инцидентов - скрывают от общественности. Поезд – это закрытое пространство, где люди проводят много часов, это зона риска, которая должна патрулироваться, как и все остальные.
То, что было, нам простили. Попросят – заплатим еще. Сергей Бурлаков привод в пример расчеты, сделанные журналистом ICTV Владимиром Михайловым. "Укрзалізниця" жалуется, что полиция хочет за свои услуги 250 миллионов гривен. Если разделить эту сумму на 150 миллионов пассажиров, которых перевозит "УЗ", получается 1 гривна 70 коп.
- Простая арифметика показывает - все реально, - подчеркивает юрист.
Но даже если ведомства придут к согласию о деньгах, придется решать проблему человеко-единиц. В пресс-службе Национальной полиции "КП" в Украине" привели свою арифметику:
- По Украине курсируют 200 поездов. Наряд должен состоять из двух человек, стандартный график работы сутки-трое. Необходимо, по самым скромный подсчетам, 1200 сотрудников полиции для сопровождения и как минимум 300 административных единиц для выдачи оружия, учета дежурств и так далее.
В ныне действующем штатном расписании таких вакансий нет. Вырывать людей из патрульной полиции, которой и так не хватает, или переквалифицировать следователей – нереально. Даже если привлечь полицию охраны, которая работает на коммерческой основе, понадобится время, чтобы набрать дополнительный персонал.
Альтернативный вариант – нанять частную структуру. Благо сегодня на рынке приватных охранных фирм воз и маленькая тележка.
- Теоретически организовать охрану пассажирского состава несложно. Нам все равно, куда сажать людей – в машину, которая выезжает на срабатывание сигнализации, в будку возле какого-то офиса или в поезд, - говорит директор охранной компании "Сириус" Игорь Николенко. - Но если "УЗ" объявит тендер, то выиграет фирма, которая предложит самые дешевые услуги. А это значит, что в охрану могут попасть неподготовленные, необученные люди, у которых в руках максимум резиновая дубинка и от которых может быть больше проблем, чем пользы.
Если прописать условия тендера так, что в нем смогут принять участие только секьюриты самого высокого уровня аккредитации, которым разрешено владение травматическим оружием, то стоимость услуг такой фирмы будет не ниже, а то и выше, чем работа полиции охраны, у которой оружие – боевое, подчеркивает эксперт.
А пока идут все эти споры, безопасность пассажиров остается в их собственных руках.
БДИ!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
История модели Дарьи Кирилюк вышла на международный уровень. Заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко обратился в Посольство Турции в Украине с просьбой расследовать заявление девушки об избиении на пляже.