Астрономы заметили исчезновение крупной звезды из галактики Кинмана

Фото: Фото: pixabay.com.

Заглянув в телескоп Европейской южной обсерватории (VLT), астрономы удивились: из карликовой галактики Кинмана исчезла нестабильная массивная звезда. Есть версия, что она не пропала, а утратила яркость или стала частично затененной пылью. О наблюдениях написали в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

В период с 2001 по 2011 год разные астрономы наблюдали за этой звездой. Сделали вывод, что она проходит позднюю стадию развития. Эндрю Аллан из Тринити-колледжа в Дублине и его коллеги в Ирландии, Чили и США решили разобраться, как умирают массивные звезды, на примере светила в галактике Кинмана. Они направили телескоп VLT ESO в необходимом направлении, но не нашли контрольные координаты звезды.

Галактика Кинмана находится за 75 миллионов световых лет от нас, в созвездии Водолея. На таком расстоянии нельзя увидеть отдельную звезду, но можно заметить признаки ее существования. С 2001 по 2011 год ученые видели свет, исходящий от галактики. Он указывал на то, что в галактике есть звезда со "светящейся синей переменной", практически в 2,5 миллиона раз ярче Солнца. Спектр и яркость звезд такого типа меняются, но, несмотря на такие перемены, светящиеся синие переменные оставляют следы, которые ученые могут заметить. Однако в 2019 году признаки существования звезды отсутствовали. Четыре восьмиметровых телескопа VLT не заметили следов звезды. Позднее попробовали инструмент X-shooter, также на VLT ESO, но и он не помог.

- Возможно, мы обнаружили одну из самых массивных звезд в локальной вселенной, мягко уходящую в ночь. Наше открытие не было бы сделано без использования мощных 8-метровых телескопов ESO, их уникальных приборов и быстрого доступа к этим возможностям после недавнего соглашения Ирландии присоединиться к ESO, - прокомментировал Хосе Гро, исследователь из Тринити-колледжа в Дублине.

Изучив данные, которые прежде собрали с помощью X-shooter и инструмента UVES на VLT ESO, расположенного в чилийской пустыне Атакама, сделали вывод, что звезда, вероятно, находилась на стадии сильной вспышки до 2011 года включительно.

Есть несколько теорий о судьбе звезды. Из-за вспышки она могла стать менее светящейся и укрыться в облаке пыли. Также звезда могла угодить в черную дыру, но взрыва сверхновой при этом не произошло.