Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Украинские санкции оставят "Эрмитаж" без международных грантов

Украинские санкции оставят
Фото: Фото: commons.wikimedia.org

Почему раскопки в Крыму угрожают нацбезопасности нашей страны

Знаменитый "Эрмитаж" пополнил список тех, против кого наша страна ввела санкции. Кроме него, "черную метку" получили 23 культурных и образовательных учреждения РФ: например "Русское географическое общество", Институт археологии Российской академии наук, МГУ им. Ломоносова, музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина. Сроком на три года Украина приостанавливает с ними научное, образовательное и культурное сотрудничество, аннулирует официальные визиты, приостанавливает лицензии, блокирует активы. А все потому, что все организации финансировали, курировали или принимали другое участие в крымских экспедициях. 

Несмотря на незаконность раскопок на оккупированной территории, российские археологи продолжают работы в Крыму. 

- Все началось еще в 2014 году, когда после крымской "весны" встал вопрос о защите культурного наследия Украины на оккупированной территории, - объясняет "КП в Украине" юрист, член правления всеукраинской гражданской организации "Союз археологов Украины" Александр Малышев. - Археологические раскопки не просто исследования, где могут принимать участие любые заинтересованные лица: приехать, посмотреть, всем рассказать и вернуть, как было. Фактически экспедиции - это разрушительный процесс. Раскапывая памятник, мы разрушаем его и ценою разрушений получаем знания. Поэтому без контроля со стороны государства такая процедура невозможна. 

По словам Александра Малышева, согласно международному законодательству, раскопки на оккупированной территории запрещены. А Крым – это Украина, и все работы со стороны российских исследователей там незаконны. Но они ведутся. И наносится ущерб культурному наследию, принадлежащему Украине. Именно это и подпадает под термин "угроза национальной безопасности". 

- В 2015 году мы официально обращались к археологам РФ и предупреждали: работая в Крыму, они нарушают украинское и международное законодательство, - добавляет глава "Союза археологов Украины" Яков Гершкович. - Они прочитали наше письмо и отреагировали в соцсетях фразами, вроде "а нам все равно". И продолжили копать. 

В 2019 году Кабмин Украины ввел персональные санкции в отношении ряда российских археологов.  В список попал 61 исследователь - 39 из России и 22 из Крыма. Но подход оказался не самым действенным, так как за большинством экспедиций стоят государственные заказчики. И куда важнее было обратить внимание именно на них. 

- Археология в России, как и в Украине, централизована, - отмечает Александр Малышев. - Большинство специалистов работают на базе и при поддержке научных центров, которые финансируют, организуют и заказывают экспедиции. Главные в проведении большинства археологических исследований РФ, если не всех, - Российская академия наук, Государственный музей "Эрмитаж".  

Но какие на сегодняшний день наиболее яркие примеры незаконных археологических раскопок в Крыму?

- Строительство трассы "Таврида", которое подготовил Крымский институт стратегического исследования. Там более 100 памятников, - говорит Малышев. (Строящаяся с 12 мая 2017 года автомобильная дорога Керчь - Симферополь - Севастополь. В 2018 году Институт археологии РАН опубликовал двухтомник "Крым-Таврида", посвященный результатам научных раскопок, проведенных в 2017-2018 годах. - Авт). - Строительство Керченского моста, где обнаружена территория Боспорского царства.

В марте 2019 года в Казань было отправлено около 600 экспонатов из 7 крымских музеев. Фото: realnoevremya.ru

Государственный музей "Эрмитаж" - крупнейший археологический центр России, который, по словам гендиректора музея, руководителя Южно-Крымской экспедиции Светланы Адаксиной, единовременно организует 30 экспедиций как внутри страны, так и за ее пределами. Девять из них ведутся в аннексированном Крыму: в Нимфее и Мирмекии (окрестности Керчи), в Судаке, Солхате (Старый Крым), Чембало (Балаклава) и Херсонесе (Севастополь). 

В декабре 2019 года Светлана Адаксина рассказывала про активную работу "Эрмитажа" в Крыму, называя последние несколько лет "бумом" археологии.

Еще одна причина, почему "Эрмитаж" попал в санкционный список: музей вывозит наиболее ценные коллекции из Крыма. Например, весной 2019 года направил в Казань около 600 экспонатов из 7 местных музеев. Среди них экспонаты из Центрального музея Тавриды, Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, Феодосийского музея древностей, Ялтинского историко-литературного музея.

- Санкции, к сожалению, не могут остановить этот процесс. Так как они скорее политический, нежели юридический инструмент. То есть не могут запретить "Эрмитажу" вывозить коллекции, но могут повлиять на его репутацию на мировом уровне, - уточняет Александр Малышев. - Сейчас наука глобализована, и многие исследования зависят от международных грантов. Если мы сегодня демонстрируем, что конкретные учреждения нарушают законодательство и входят в санкционный список, это становится дополнительным аргументом для зарубежных организаций не давать им денег на развитие. 

Понятно, что такой молниеносной закономерности нет: ввели санкции - и завтра эти учреждения становятся "нерукопожатными", все прерывают с ними научное сотрудничество. Тем не менее это первый шаг в данном направлении. 

- Любые санкции рано или поздно наносят ущерб организациям и людям, которые под них попали, - добавляет Яков Гершкович. - После 2015 года западные, включая США, совместные проекты в области археологии Крыма - в первую очередь те, которые предполагают раскопки, отменены. И новые санкции говорят о том, что мы продолжаем отстаивать свои интересы в Крыму.

КСТАТИ

О судьбе скифского золота

- В прошлом году 16 июля суд в Нидерландах вынес промежуточное решение - отложить слушание, и оно было для нас угрожающим, - отмечает Александр Малышев. - Весь процесс совпал с суматохой вокруг выборов президента, парламентских выборов, и было ощущение, что мы проиграем. Мы стали думать, что может помочь делу. По сути, Украина судится не с Россией за "крымское золото", как принято думать, а со своими украинскими музеями. Ведь в суде все они представлены как украинские организации с нашими государственными печатями, хотя давно зарегистрированы как российские юридические лица. Но так как за границей их статус не действителен, они ломают комедию и выдают себя за украинские музеи. 

Какая складывается ситуация у нас? До сих пор в крымских музеях по всем документам старое украинское руководство. То есть фактически, если мы зайдем в реестр Министерства юстиции, то увидим директоров 2011 года, назначенных до аннексии, которые продолжают выполнять свои обязанности по сегодняшний день. Министерство юстиции говорит, что этим должно заниматься Министерство культуры. Они в свою очередь объясняют, что никак не могут повлиять на процесс, так как после Майдана руководство музеев выбирается на конкурсной основе. Этот вопрос прошел в Верховную Раду, и в ноябре прошлого года депутаты приняли законопроект о назначении украинских руководителей в музеи на временно оккупированных территориях. 

Есть проблема с тремя республиканскими музеями, но "Херсонес Таврический" - наш государственный музей. Мы можем поменять директора, и он может приехать в Амстердам и отстаивать наши интересы.

СПРАВКА "КП В УКРАИНЕ"

19 января 2014 года в Рейнском краеведческом музее в немецком Бонне проходила выставка "Крым: золото и тайны Черного моря", в которой насчитывают свыше 500 музейных экспонатов. Затем она открылась в археологическом музее Алларда Пирсона в Амстердаме. Но из-за аннексии Россией Крыма возник спор: куда возвращать артефакты. Украина настаивала на том, что экспонаты принадлежат государству, а не музеям, а значит, их нужно передать в Киев. Крым отстаивал противоположную позицию. Музей Амстердама отказался принимать решение по такому трудному вопросу и направил дело в суд. 

В сентябре 2014 года в Украину вернулось 19 экспонатов выставки - та часть коллекции, которая хранилась в Музее исторических драгоценностей, остальная часть (565 экспонатов) осталась в Нидерландах. 

14 декабря 2016 года Окружной суд Амстердама принял решение вернуть Украине "скифское золото" и обязал украинскую сторону выплатить Музею Алларда Пирсона за хранение артефактов 111 тысяч евро. В ответ крымские музеи подали апелляционную жалобу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Скандал в Запорожье: "Уберите Модильяни! Мои дети смотрят на это г-но!"

Репродукция картины "Лежащая обнаженная" в витрине вызвала гнев горожанина и споры экспертов по культуре.