Лучше поздно, чем никогда – так можно охарактеризовать
Прошло почти два месяца с момента начала карантина и дистанционных онлайн-уроков, и вот, наконец школьники могут узнать, из-за чего же папа и мама сидят дома, почему летом они не поедут на море, а с одноклассниками можно видеться только по видеосвязи.
"Важно, чтобы школьники тоже поняли серьезность заболевания и знали, как действовать во время пандемии", - комментируют появление этих уроков на сайте МОН накануне послабления карантина
В анонсе урока обещают познакомить учеников с путями передачи инфекции, дать практические советы, как действовать во время пандемии и развенчать мифы вокруг COVID19.
Уроки разработаны для 6-8-х и 9-10-х классов, для учителей биологии есть уже готовый план урока плюс учебные материалы – иллюстрации, тесты, обучающее видео и интерактивные упражнения. Причем, позаботились и о тех, кто преподает и учится через видеосвязь, и о тех, кто лишен такой возможности. Правда,не указано, являются ли эти уроки обязательными к преподаванию, но есть рекомендации изучать тему 90 минут – то есть, два урока.
Мы посмотрели предлагаемый материал с учительницей биологии Ольгой Халепой, и 9-классницей Дашей, ученицей одной из киевских школ и попросили оценить понятность и необходимость этого урока.
|
Материалы можно условно разделись на 2 части. 1- сугубо "биологическая", т.е. детям объясняют (напоминают для старшеклассников), что такое пандемия, как работает иммунная система, что такое вирус, вирион (кто, кстати, помнит хотя бы это слово из школьной программы? Напоминаем, это вирусная частица), как устроен вирион коронавируса. Все эти знания подводят к логическому выводу – мыло разрушает одну из составляющих вириона – жировую оболочку и вирус гибнет.
- Как учитель биологии могу отметить, все написано доступно: как он устроен и работает. Однако, поймут ли дети 6-8 класса? Они ведь не изучали вирусы, и слышали о них постольку-поскольку. Еще в случае, где тестовые или интерактивные задания – с этим они справятся, в принципе, есть подсказка. А вот на видео упоминание, к примеру, "мембранной клетки", другие термины - уже может быть сложновато, - комментирует Ольга Халепа.
Добавляет, что, например, шестикласснику принцип работы вируса знать вовсе не обязательно.
- Ребенку достаточно знать, что вирус поражает человека, человек может сильно заболеть, переболеть или даже умереть. Как уберечься - мыть руки, придерживаться дистанции, да, вещи нужные – а знать механизмы это слишком".
|
Девятиклассница Даша разобралась с уроком самостоятельно минут за 10.
- В принципе, там все быстро. На тесты ушло минуты три. Наверное, запланированные 90 минут, это, если бы учитель объяснял всему классу, а так много времени не нужно. Конечно, там встречались незнакомые слова, особенно в описании вируса, так что было сложновато. Но, думаю, что тем, кто увлекается биологией, это будет более понятно.
После того, как детей аккуратно подвели к тому, что надо мыть руки, начинается 2-я часть, условно "социальная". В ней освещаются вопросы, как можно заразиться, как надо относиться к тем, кто заболел (выразить слова поддержки, купить им продукты-лекарства и оставить их под дверью). А также объясняют, что карантин не спасет нас от заболевания. Его вводят лишь для того, чтобы растянуть зараженность во времени, и больницы не были одномоментно загружены большим количеством больных. (Ээээ, вот тут обидно – нам ведь со всех утюгов рассказывают, что карантин поможет нам не заболеть. То есть, детям можно знать правду, а взрослым нет? – Ред.).
Для большей наглядности - приведен просветительский плакат ЮНИСЕФ "Что нужно делать молодежи". Ничего нового, кстати, в нашем подъезде подобный висит уже месяца полтора. Наверняка, и в других тоже.
Интересно, что среди советов – мыть руки, чихать в локоть, соблюдать социальную дистанцию – нигде нет даже упоминания о том, что нужна маска (Опять нас всех обманули с этим масками? Да что ж такое!).
- У меня после просмотра урока возник вопрос: зачем все это: Ведь подобной информацией уже заполонили все интернет-пространство и детям не единожды высылали все эти правила, постеры и т.п. и т.п., - размышляет учительница.
У Даши отдельного урока биологии по коронавирусу не было. Еще до начала карантина, к ним в класс приходила медсестра, чтобы рассказать все, что было известно о новой заразе. Но, говорит, что ничего особо нового для себя не вынесла.
- Разве что вирус называется SAS. А так все советы о том, что надо мыть руки и сидеть дома, я и так давно знаю, - комментирует школьница.
|
К чему нет ни малейших претензий, так это к оформлению урока. Все очень наглядно, ярко, ивполне доступно. Красивые понятные картинки чередуются с интерактивными задачками, тестами, инфографикой и видео.
Например, в задании "Собери вирион вируса" ученикам предлагается из нескольких разноцветных кругов собрать вирусную частицу – вирион. Круги представляют собой S-белки (шипы, отвечающие за то, чтобы прикрепиться к клетке), липидно-белковую оболочку, капсид с РНК и целой половины вириона. При правильном выборе кружка радуется розовая подсказка и объясняет функции этих составляющих. Если ребенок выбирает неправильный кружок, подсказка расстраивается и не успокаивается, пока не будет найден нужный вариант.
В награду за проделанную работу ученик получает похвалу, анимированный фейерверк и повторение, из чего состоит вирион.
- Хочу отметить, что содержание урока неплохое. Мне понравилось, что он с немного развлекательным эффектом и подана разноплановая информация. Есть и видео, и в виде тестов, постера и обычного текста. Но заинтересует ли это ребенка? Я бросила в свои ученические группы этот урок – мол, дети, посмотрите, это важно и может спасти вам жизнь. Но сейчас дети так перенасыщены информацией, что наверняка подумали "О Боже, еще и это".
Также Ольга не считает, что растягивать данный урок на 90 минут, как советуют его создатели, это слишком.
- Я также не уверена, что этот урок нужно проводить именно на биологии, а не в рамках предмета "Основы здоровья". Даже в 9 классе, когда начинают изучать вирусы, на все три группы неклеточных форм жизни (вирусы, вироиды, вирусоиды) по программе выделяется только один урок. Так зачем тратить только на один вид вируса столько времени?
|
- Ну и непонятно также, когда это объяснять и когда проводить этот урок, если у меня есть определенная программа, которой надо следовать. Этого организационного момента я не поняла, - резюмирует учительница Ольга Халепа.
Урок разработан в рамках совместного проекта ЮНИСЕФ, ГО “Смарт освіта” Екатериной Булавиновой, доктором-инфекционистом, медэкспертом Детского Фонда ООН и биологом, учителем-методистом Инной Деминой.
Вот, кому не помешало бы пройти этот курс, так всем взрослым, которые давно учили биологию и уже ничего не помнят о школьной программе. Вспомнить, чем отличается бактерия от вируса, и наконец-то запомнить, что вирусные инфекции, к которым относится COVOD19, антибиотиками не лечится.
"КП" в Украине" расспросила учителя физики из Черновцов Пауля Пшеничку и его коллегу из Одессы Павла Виктора, что они думают о школе в телевизоре