Трудовую миграцию в Украине несколько последних лет называют проблемой номер один. И президент Владимир Зеленский, и ушедшее в отставку правительство Алексея Гончарука прорабатывали программы, которые позволят вернуть наших земляков с заработков. Их мольбы оказались услышаны – пандемия коронавируса лучше всяческих обещаний погнала заробитчан домой. Украина закрыла свои границы, и теперь те, кто и хотел бы уехать, останутся на Родине.
Однако в этой ситуации "выброшенными за борт" оказались… моряки.
Шутки из серии "Что, если коронавирус - это заговор судовладельцев, дабы сэкономить на замене экипажей?" в социальных сетях моряков ни у кого не вызывают усмешки. Ни у тех, кто после полугодового контракта застрял на судах. Ни у тех, кто должен, но не может им на смену выйти в рейс. И первые, и вторые завидуют друг другу: у одних есть семья и дом, у других - работа.
"Мне домой надо!" – пишет один из членов экипажа, у которого закончился контракт.
"А потом будешь думать, как же в рейс уйти", - огрызаются на суше.
"Так сидеть на пароходе вечно?"
Или еще:
"Мне в рейс в июне..."
"Забудь про рейс. Срочно езжай на дачу, сади картошку и все, что сможешь вырастить. И готовься там зимовать".
Таких диалогов тысячи, и за каждым из них судьбы целых семей. Закрыв границы по примеру других стран, Украина с точки зрения карантина поступила верно. Но это решение может поставить под угрозу благополучие населения целых регионов.
- Города юга и юго-востока Украины, от Рени до Мариуполя, выживают сегодня практически за счет моряков, - объясняет генеральный директор Ассоциации "Всеукраинское объединения крюинговых компаний" Павел Никитин. – И не только эти города. Если брать нашу страну в целом – ежегодно благодаря морякам в Украину поступает около 2 миллиардов долларов.
Алене Малащинской 23 года. В конце апреля она должна была лететь в США работать администратором на ресепшене на круизном лайнере.
- До этого я занимала аналогичную должность в отельном комплексе в Дубае. Но знакомые рассказали о возможности попасть на судно. Я не могла упустить такой шанс посмотреть мир, хотя и портовые города, но все же, - рассказывает "КП" в Украине" девушка. Однако планам этим пока не суждено сбыться.
Сейчас она живет в Виннице в доме с родителями. Старается найти удаленную работу - переводы или преподавание английского языка. Пока с этим туго, еще не наработана клиентская база. Отец Алены отправлен, как и многие украинцы, в бесплатный отпуск: он работает в школе по хозчасти, ремонтировал сантехнику. По сути кормилицей в доме осталась одна мама, врач скорой помощи.
- Медикам обещали поднять зарплату, но пока что-то не заметно, - продолжает Алена. – Хорошо, что у нас свой дом, можно выходить во двор и дышать свежим воздухом. Отец у меня в зоне риска из-за онкозаболевания. Страшно представить, как тяжело сейчас пенсионерам сидеть в четырех стенах своих квартир.
Перспективы у девушки не радужные. Туристическая отрасль во всем мире пострадала больше всего. И даже если к лету карантин снимут, все стабилизируется не скоро. Вряд ли люди сразу кинутся покупать туры.
Но море — это не только туризм и развлечения. Сегодня на долю морского транспорта приходится, по разным данным, от 80 до 90% мирового товарооборота. Поэтому ни одна страна, в том числе и Украина, не стала закрывать порты на карантин. Проблема возникла в другом: отработавшие свои контракты экипажи застряли на судах, так как нет возможности их заменить.
- Морские общественные организации обратились с письмом к президенту Владимиру Зеленскому с просьбой обеспечить морякам возможность попасть на суда, - продолжает Павел Никитин. - Не забывайте, к концу 90-х - началу 2000-х, благодаря становлению и развитию отечественного крюинга, Украина вышла на третье место в мире по количеству моряков, работающих под иностранным флагом! Сегодня этот показатель снизился, однако общее количество работающих украинских моряков увеличилось. Это примерно 120 тысяч человек. И они постоянно с определенной периодичностью должны пересекать границу, чтобы сменить экипажи на судах. Сейчас все замерло. Поэтому общественность просит президента о срочном предоставлении возможности морякам, с соблюдением всех протоколов безопасности, связанных с распространением COVID19, пересекать границу.
Эта проблема вовсе не сугубо украинская. Международная федерация транспортников (ITF) и Международная палата судоходства (ICS) "забрасывает" письмами Организацию Объединенных Наций с аналогичными просьбами.
"Учитывая их (моряков. – Авт.) жизненно важную роль во время глобальной пандемии, мы предлагаем, чтобы к профессиональным морякам, независимо от их национальности, относились так же, как и к любым другим международным "ключевым работникам", таким как экипажи авиакомпаний и медицинский персонал", - сказано в открытом письме ITF и ICS.
- Сейчас Украине в этом вопросе опасно "пасти задних", - говорит наш собеседник. – Наши моряки на хорошем счету, но их никто не будет ждать месяцами. Судовладельцы вынуждены будут заменять экипажи гражданами других стран – Филиппин, Индии, России. И к концу карантина Украина ощутит последствия своего промедления: отсутствие миллиардного притока валюты и армию безработных.
Отметим: в 2019 году заробитчане переслали в Украину 12 миллиардов долларов. И это гораздо большая сумма, по сравнению с 2 миллиардами долларов от моряков. Тогда открывать границу нужно для всех, и Украина придет к тому, с чего начала – к вопросу не как выпустить, а как вернуть в страну уехавших на заработки?
- Не нужно относить моряков к классическим трудовым мигрантам! - настаивает Никитин. – Есть ключевые различия. Моряки работают на борту судна, который лишь юридически является территорией другой страны. То есть они не интегрируются в иностранные государства, не обрастают связями и привычками, которые заставляют их забыть о родине. Сегодня моряк идет под флагом Греции, завтра Великобритании, затем Каймановых островов, но по окончании контракта всегда возвращается в Украину.
Грубо говоря, если обычный "заробитчанин",строя карьеру от рядового сборщика клубники, потом до бригадира и дальше, должен физически находиться в условной Польше, то путь от матроса до капитана моряк проходит, оставаясь связанным с Украиной.
Также, по словам Никитина, в отличие от традиционных трудовых мигрантов, 90 % моряков трудоустраиваются легально через лицензированную национальную систему компаний-посредников. Эта легальность позволяет морякам иметь продолжительный контракт, "социальный пакет" (трансфер, страховка, проживание, питание за счет судовладельца), особую разрешительную систему и документы при пересечении государственных границ.
В конце концов, чтобы получить профессию, моряку нужно получить образование, пройти обязательную тренажерную подготовку, получить рабочий диплом и соответствующие сертификаты. Для регулирования этого процесса существует отдельная международная Конвенция, ратифицированная Украиной.
- Но самое важное даже не в этом, - поясняет Павел Никитин. – Одна из главных задач миграционной политики нашего президента и правительства -вернуть "заробитчан" на внутренний рынок труда. Их заманивают дешевыми кредитами, отдельными льготами и т. д. Но моряков возвращать некуда! Результатом негативных процессов в государстве, начиная с 2000 года, стало отсутствие морского торгового флота в стране.
Наивно думать, что нынешняя эпидемия коронавируса коснется одних, а других обойдет стороной: зацепит всех. Вопрос только - с какой силой? Незавидное положение, как отмечают медики, у тех, кто уже имеет хронические заболевания. "Морская болезнь" прогрессирует уже добрых двадцать лет современной истории Украины: не стало флота, в упадке судостроение, аннексирована немалая часть побережья, не лучшие времена переживают морская наука и образование. Если еще и моряка не станет – прощай, морская отрасль Украины. Но мы - оптимисты! Украинская морская общественность верит, что у государства и общества еще есть рычаги и возможности минимизировать негативные последствия навалившихся проблем.
Писать рецензию на фильм "Черкассы", дело сложное. Еще очень живы в памяти события тех дней, еще болят раны по утраченному Крыму, еще продолжаются боевые действия на востоке страны – и взглянуть отрешенно на происходящее в картине не получится.