В ближайшее время в Украине запретят массовые и спортивные мероприятия, научные конференции и закроют школы. Об этом на брифинге заявил главный санитарный врач Виктор Ляшко. А ведь еще вчера нам говорили, что эпидемии нет. Официально: один больной с коронавирусом, десять на проверке. Как бы не масштаб для катастрофы.
Превентивные меры - это, конечно, правильно. Но остается ощущение, что от нас что-то скрывают или, скорее, не договаривают. Совершенно же очевидно, что температурный контроль на границе больше для галочки, чем для реальной профилактики эпидемии. И призывы к самоизоляции, когда горло начинает першить, ничем, кроме эмоций, не подкреплены. Сколько "китайской заразы" на самом деле бродит среди украинцев, знает только Бог, но точно не Минздрав.
Студент четвертого курса истфака Киевского университета им. Шевченко Илья Л. уехал в Италию в конце февраля. Две недели колесил по городам, не забивая голову сводками с коронавирусного фронта, который находился от него в каких-то 150 километрах. В Киев вернулся в начале марта.
- В аэропорту выяснилось, что у меня немного повышена температура - порядка 37 градусов. Но сказали, что это может быть следствием перелета, и отпустили, - рассказывает Илья.
В родное общежитие парень вернулся, покашливая и жалуясь на больное горло. По студенческим Телеграм-каналам покатилась тревога, а родители однокурсников Ильи забились в истерике: почему не поехал прямиком домой в Славянск, почему позволяют заражать соседей! Что так, что этак - все плохо. В данном случае, похоже, обошлось.
- В больницу меня никто не забирал. Попросили обследоваться - я обследовался. Оказалось, обострение хронического тонзиллита, - рассказал "КП" в Украине" Илья. - Мне выписали лекарства, теперь лечусь. Причин для беспокойства нет.
В пресс-центре университета предварительный диагноз парня подтвердили:
- Сейчас студент находится в отдельной комнате на обсервации. От занятий освобожден на 14 дней. Такие специальные помещения есть во всех университетских общежитиях. Парня проверяют врачи, ситуация под контролем.
А если бы, не доведи Господь, подозрения подтвердились? Со сколькими людьми юноша мог поделиться гипотетической заразой?
Время сейчас такое, что только и остается задавать вопросы. Вот, например, 4 марта, будучи еще министром, Зоряна Скалецкая говорила в интервью "Главкому", что сейчас готовятся нормативные документы, которые юридически обоснуют 14-дневную обсервацию для тех, кто мог заразиться от заболевших. Но почему только сейчас, если об эвакуации украинцев из Китая и неминуемой их обсервации говорили с начала февраля? И как поступят с теми, кто откажется идти на карантин?
Еще интереснее, как быть с теми, для кого в больницах не хватит мест. "Мы физически не сможем поместить в больницы всех контактировавших", - признался главный санитарный врач Виктор Ляшко, осуждая стихийный митинг у дома жены первого заболевшего коронавирусом.
Активисты загнали женщину в больницу, но на всех потенциальных носителей вируса митингов не хватит. И не все такие сознательные. Вот не хочу идти в больницу, не хочу запираться дома, а хочу гулять и кашлять на окружающих!
- Заставить человека лечиться или ограничить его передвижения может только суд, - говорит адвокат, эксперт по медправу Максим Барышников. - Принуждение к изоляции - это уголовная ответственность за незаконное лишение свободы. Задача Минздрава так вести противоэпидемическую и разъяснительную работу, чтобы у людей были ответы на все вопросы.
Хотя эксперт не исключает, что для экстренных ситуаций нужно разработать единый комплект документов, которые координировали бы действия медиков, органов государственной власти и пациентов.
Теоретически посадить под домашний арест вирусоносителя можно. Если человек уклоняется от карантина, он представляет угрозу общественной безопасности, и государство может подать на него в суд. Но могут быть иски по каждому отдельному случаю, массово рассматривать их невозможно.
То ли дело Китай! Там суд по требованию властей одним постановлением решил, что человек, ставший источником инфекции и позволивший ей распространиться, может быть приговорен к 10-летнему сроку, пожизненному заключению и даже смертной казни.
- Для европейского государства такое невозможно. Или пока невозможно, если не изменится общая практика права, - говорит адвокат Алексей Сиротин. - Мы должны идти путем не запугивания, а поддержки людей. Минздрав обещал больничные листы тем, кто согласится на самоизоляцию. Но электронных бюллетеней нет. Человеку придется идти к семейному врачу и разносить по дороге возможную инфекцию.
Юрист также обращает внимание, как составлена инструкцию Минздрава по самоизоляции: по возможности закройтесь в отдельной комнате, ходите в отдельный туалет, просите соседей приносить еду под дверь или заказывайте доставку, если получится…
- Отдельные комнаты есть далеко не у всех, а туалеты тем более. Самоизолироваться придется целым семьям. О доставке еды обязано заботиться государство. Нужно создавать специальную службу, которая будет гарантировать, что человек не останется без продуктов, средств гигиены, без своих привычных лекарств, - считает Алексей Сиротин. - Также государство должно гарантировать, что человек может днем и ночью связаться с врачом и вызвать скорую помощь. И что полиция его защитит, если соседи начнут швырять камни в окна.
При условии таких гарантий, считает юрист, можно думать об административной ответственности за нарушение условий карантина.
По многим учреждениям Киева, а может быть, и всей Украины отделы кадров стали рассылать письма с настоятельными рекомендациями не ездить за рубеж. В случае поездки работникам запрещается возвращаться в офис и предписывается 14 дней сидеть в самоизоляции - в отпуске за свой счет.
- Это незаконно, - говорит специалист по кадрам Наталья Белоног. - Руководство не имеет права ограничивать сотрудников в передвижениях и вводить санкции, которые не предусмотрены Кодексом законов о труде.
Вместе с вирусологом разбираем насколько действенны против новой заразы народные средства.