Исходя из логики исследования можно предположить, что чем богаче страна и чем выше доходы ее жителей, тем больше в ней долгожителей. Ярким примером такого классического случая является Швейцария. Чистый доход гражданина альпийской страны после уплаты налогов составляет в среднем 37 466 долларов США в год. Это один из самых высоких показателей в мире. Правда, среди потомков Вильгельма Телля сохраняется значительный разрыв между богатыми и бедными - 20% наиболее обеспеченного населения зарабатывают почти в пять раз больше, чем 20% наименее обеспеченного. Однако с середины 90-х годов там введено всеобщее медицинское страхование, которое гарантирует всем гражданам страны (индивидуальные полисы есть у 99,5 процента жителей) доступ к первоклассной врачебной помощи.
При этом государство финансирует только часть затрат - до 31,5% совокупных расходов на здравоохранение швейцарцы оплачивают из своего собственного кармана. В этом случае страховка бьет по кошельку, но, с другой стороны, рыночный характер здравоохранения позволяет пациенту "голосовать" ногами. Это заставляет медиков бороться за клиента, что приводит к повышению качества услуг. Кроме того, страховка - это рычаг, с помощью которого граждан стимулируют вести здоровый образ жизни. Например, страховые взносы курильщиков на 20 процентов выше, чем у некурящих соотечественников.
Южная Корея сегодня один из мировых лидеров по продолжительности жизни, она достигает в стране в среднем 82 лет. Специалисты Всемирной организации здравоохранения прогнозируют, что к 2030 году корейцы совершат впечатляющий рывок и отодвинут границу жизни и смерти до рекордного 91 года. Что дает основание экспертам так думать? Система регулярных медицинских осмотров, которая выстроена в стране.
Каждый законопослушный кореец один раз в год является пред светлые очи эскулапов на диспансерное наблюдение.
А после достижения 40-летнего возраста он посещает поликлинику два раза в год. Дисциплинирует корейских товарищей финансовая заинтересованность. За медицинскую страховку надо платить. Если гражданин выполняет все предусмотренные условия и соблюдает график осмотров, то 70 процентов расходов возмещает государство. А у правительства свой интерес: лечение вовремя выявленного заболевания в разы дешевле. В результате такого взаимовыгодного джентльменского соглашения население здоровеет на глазах, а расходы на здравоохранение растут приемлемыми темпами.
В числе лидеров по темпам роста продолжительности жизни также Австралия. Страна кенгуру за 20 лет сумела проделать путь из середняка этой гонки до лидера, который уверенно входит в первую пятерку стран-долгожителей. В числе причин австралийского чуда называют мягкий климат, диету, близкую к средиземноморской, спортивный бум...
- Но главный фактор - это прогрессивная реформа общественного здравоохранения, - считает профессор Университета Мельбурна Роуден-Уайт Алан Лопес. - Нам удалось увеличить продолжительность жизни австралийских мужчин прежде всего за счет значительного снижения смертности от ишемической болезни сердца и цереброваскулярных заболеваний (группа заболеваний головного мозга, связанная с нарушением мозгового кровообращения). Даже в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки этот показатель смертности выше, чем у нас.
Однако в последние годы темпы триумфального шествия Австралии по тропе здорового образа жизни и долголетия падают. Обитателей Зеленого континента охватила эпидемия ожирения. И медики опасаются, что, если не будет разработана эффективная программа борьбы с излишним весом, Австралия не сможет сохранить свои лидирующие позиции и повторит судьбу Соединенных Штатов Америки, которые никак не могут слезть с иглы фастфуда.
На фоне Швейцарии, богатеющей за счет банковского бизнеса, и Австралии с ее благословенным климатом, трудно объяснить феномен хмурой и холодной Исландии. А между тем тамошние мужчины демонстрируют самую высокую ожидаемую продолжительность жизни в Европе среди представителей сильного пола - 80,7 года (женщины только шестые в своей категории - 83,7 года). Уж совершенно точно средиземноморская диета тут ни при чем. Хотя бы потому, что фрукты и овощи, составляющие изрядную долю рациона жителей средиземноморского региона, в Исландии растут только в теплицах, которые обогреваются энергией геотермальных источников. Правда, морепродукты часто появляются на столе местных жителей, все же экономика страны во многом развивается за счет рыболовства.
Ученые утверждают, что все дело в высоком уровне здравоохранения: в Исландии тратят на медицину очень много - 9,3 процента ВВП. Благодаря этому снизилась смертность от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Но сторонники трезвого образа жизни полагают, что своим долголетием исландские мужчины обязаны сухому закону, который действовал в стране с 1915 г. по 1989 г. Правда, это была довольно своеобразная антиалкогольная кампания.
Так, с 1935 г. в стране разрешили продавать крепкие спиртные напитки, но оставили под запретом пиво, полагая, что именно дешевый и доступный пенный напиток сбивает местных джентльменов с пути истинного. Возможно, в этой версии есть рациональное зерно. Ведь и в СССР после антиалкогольных мероприятий Горбачева продолжительность жизни у мужчин выросла. Но на полноценное повторение этого эксперимента вряд ли кто решится.
Старение считают генетически предопределенным.
Похоже, конечно, что программа, заставляющая организм постепенно увядать и в конце концов погибать, заложена где-то в хромосомах. Но центр, который управляет процессами увядания или как минимум корректирует их, вполне может находиться в другом месте. Например, в мозге. С таким предположением выступили недавно американские биологи из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна.
По словам профессора Дуншэна Цая - одного из авторов исследования, более всего на роль управляющего центра подходит гипоталамус - участок в глубине мозга. Это своего рода эндокринный узел, который регулирует рост тканей, репродуктивные функции, метаболизм.
Цай с коллегами экспериментировал с мышами, обращая внимание на один из верных признаков старения - на повышенную чувствительность к воспалениям. Следили за активностью белкового комплекса, сигнализирующего о воспалении. Обнаружили, что характерные для него молекулы более всего концентрируются как раз в гипоталамусе. И при этом блокируют здесь синтез одного из гормонов - гонадолиберина (GnRH).
Не исключено, что уменьшение количества этого самого GnRH и сопутствует старению всего организма. А может быть, и провоцирует. Ведь после того как ученые нейтрализовали часть молекул сигнального комплекса, поступавших в мозг пожилых мышей, те стали жить на 20 процентов дольше своих собратьев. Аналогичного эффекта удалось добиться и инъекциями GnRH.
Профессор Цай верит, что можно воздействовать и на гипоталамус людей, продлевая им молодость. А вдруг окажется, что этот отдел мозга и управляет синтезом белков, попадающих в кровь, - тех самых, состав которых ступенчато меняется с возрастом.
Скептики, однако, оптимизма не проявляют. Намекают, что сегодня не так уж и трудно сделать долгожителями мышей. Или червей. Или мух. Некоторым "рекордсменам" продлевают жизнь в полтора и два раза. Но перенести применяемые методы на людей пока не получается. Хотя ученые обещают. На вопрос "когда?" каждый раз отвечают: "Через 10 - 15 лет". И так уже лет тридцать.
Ученый 40 лет испытывает на себе рецепты от старения.