Ученые пугают: Солнце нанесет удар по Земле в течение 100 лет

Фото: Кадр из фильма

Астрономы Университета Колорадо в Боулдере, ведомые Ютой Нотсу, анализировали данные, собранные космическими телескопами: искали в космическом пространстве звезды, похожие на Солнце. Искали не просто так, а чтобы посмотреть, как ведут себя светила примерно того же размера и класса, что и наше. Плохо ведут, как выяснилось: 43 солнечных брата из числа попавших в поле зрения оказались очень взбалмошными. Время от времени они исторгали так называемые супер­вспышки, которые по мощности в тысячи раз превосходили обычные солнечные - те, которые нам досаждают, но не настолько, чтобы напакостить сверх всякой меры.

Наблюдения подвели ас­трономов к выводу: наше Солнце тоже способно полыхнуть гораздо мощнее прежнего. По какой причине? Никто не знает. Природа супервспышек пока остается загадкой.

Ученые выяснили лишь одно: частота катаклизмов зависит от возраста звезды. Молодые выбрасывают энергию каждую неделю. Старые вроде нашего Солнца бузят реже. Примерно раз в 1000 лет.

Время еще есть

Колорадские астрономы высчитали, что и Солнцу подошло время полыхнуть. Ждать вроде как осталось недолго. Супер­вспышка вероятна в ближайшие 100 лет. Это на 50 лет раньше, чем прогнозировали их предшественники - не менее ученые коллеги Манасви Лингам и Ави Лоеб из Гар­вард-Смитсонов­ского астрофизического центра.

Обе "пророческие группы" сходятся в одном: супер­вспышка погрузит нашу планету во тьму в прямом смысле слова. Перегорят все электрические сети, ­расплавятся трансформаторы... А в космосе испортятся и попадают спутники. И МКС, похоже, не удержится на орбите.

Даже по самым скромным подсчетам, такой катаклизм нанесет ущерб примерно в 20 трлн долларов. Что сопоставимо с ВВП США.

Жизнь на Земле, возможно, сохранится. Но наша цивилизация деградирует, а то и вообще исчезнет.

Такие вещи не редкость

Увы, есть и более тревожные прогнозы. Солнцу ничто не мешает спалить нашу планету в прямом смысле слова - спалить выбросом энергии несравненно мощнее тех, за которыми проследили Юта Нотсу с соратниками. Космический аппарат "Свифт" недавно зафиксировал вспышку и корональный выброс, которые произошли на звезде, расположенной в 60 световых годах от Земли в системе DG Canum Venaticorum (DG CVn). Исторгнутое вещество было нагрето до 200 млн градусов по Цельсию! А сама вспышка была в 10 тысяч раз мощнее самой сильной вспышки, когда-либо наблюдавшейся на Солнце. И полыхнул не какой-нибудь гигант, а красный карлик - звезда, размер которой значительно уступает солнечному.

Но и это, оказывается, еще не предел. Астрофизики большой группы, ведомые Стивом Мейрсом из Восточно-Азиатской обсерватории на Гавайских островах, определили мощность вспышки, которой в 2016 году полыхнула звезда JW 566, расположенная в созвездии Ориона в 1500 световых годах от Солнца. Определили и содрогнулись: она была в 10 млрд раз мощнее типичных солнечных вспышек! От местных инопланетян и пепла бы не осталось...

По словам ученых, подобные открытия свидетельствуют: вспышки апокалиптического масштаба не редкость в нашей галактике. От них никто не застрахован. Но паниковать смысла нет. Ведь исходов всего два: будет мощная вспышка - погибнем, не будет - продолжим мирно сосуществовать с окружающим пространством.

Обнадеживает и то, что жизнь на Земле, несмотря на подстерегающие ее опасности, до сих пор не сгинула. А могла бы за миллиард-другой лет, которые минули с того момента, как она появилась. Или не все так страшно в нашей космической округе, или земная живность, простите за каламбур, на редкость живуча. И изобретательна. А потому, надеемся, успеет придумать способ уберечься от неприятностей из космоса.

Одна из тех американских радарных установок, работу которой в 1967 году заглушило Солнце. Фото: BMEWS 2

Справка "КП"

Специалисты НАСА и американской академии наук пугают Солнцем с 2012 года - с тех пор как опубликовали работу, в которой пообещали мощный солнечный катаклизм с кошмарными последствиями для нашей цивилизации. И продолжают настаивать: мол, дело только во времени. Поскольку сверхмощные вспышки на Солнце - отнюдь не сверхредкие явления. Относительно свежий пример - вспышка, полыхнувшая 2 сентября 1859 года. Катаклизм получил название Каррингтонское событие - по имени английского астронома Ричарда Каррингтона, который первым заметил необычно крупные солнечные пятна. Они и породили ту вспышку.

Тогда Каррингтонское событие вырубило телеграфные аппараты, которые перед этим сыпали искрами, били током телеграфистов и поджигали бумагу. Исследователи обещают, что ныне подобная вспышка приведет в негодность всю электрическую инфраструктуру планеты.

А группа японских ученых из Университета Нагои под руководством профессора Фусы Мияке изучила срезы древних кедров и дубов, росших в Европе. И обнаружила, что в Средневековье деревья подвергались мощному энергетическому воздействию. В итоге содержание радиоактивного изотопа углерод-14 в древесине повысилось в 20 раз! По годовым кольцам японцы определили, что всплеск излучения пришелся на 775 год. И поняли, что его источником стала рентгеновская супервспышка на Солнце. Ее мощность в 20 раз превосходила ту, которая жгла телеграфные аппараты.

Подобное уже было!

НА ВОЛОСОК

Наша звезда чуть не развязала третью мировую

Причину таинственных событий, в результате которых чуть не началась ядерная вой­на, нашла Делорес Книпп, физик-космолог из Университета Колорадо.

А случилось вот что: 23 мая 1967 года вышли из строя сразу три радара системы раннего оповещения (Ballistic Missile Early Warning System - BMEWS). Они располагались в полярных районах США и предназначались для обнаружения баллистических ракет, запущенных со стороны Советского Союза.

Американские радары не сломались, но функционировать перестали. Их работе мешали сильнейшие электромагнитные помехи. Военные США решили, что их технику глушат советские коллеги. А это расценивалось как нападение. Иначе зачем глушить? Все очевидно - чтобы начать ядерную атаку. Пентагон изготовился к ответному удару: стратегические бомбардировщики уже прогревали двигатели. Но тут командование протрубило отбой.

Делорес объяснила, почему. Выяснилось, что радары глушили не Советы, а Солнце - сильнейшая вспышка на нем, которую сейчас считают самой мощной в ХХ веке. Американские ученые, трудившиеся в недавно созданном в то время Центре предсказания солнечной активности (Solar Forecast Centre), эту вспышку заметили. И оповестили военных о возможных последствиях. Например, о том, что радиолокационное оборудование может временно выйти из строя. И тогда военные поняли, в чем истинная причина неполадок.

По словам Книпп, солнечная активность начала нарастать еще 18 мая - светило покрылось пятнами. 23 мая они слились в одно огромное пятно, которое расположилось как раз напротив Земли. Оно и выстрелило чудовищной вспышкой. Электромагнитный импульс и рентгеновское излучение быстро достигли нашей планеты. И ударили по американским радарам, которые как раз находились под прицелом. Еще спустя неделю по всей планете барахлили радиоприемники. А северное сияние было видно аж в Нью-Мексико.

Ученые не объяснили, почему подробности тех давних событий десятилетиями оставались секретными. Но предупредили, что подобное возможно и сейчас.