Удручающие результаты PISA: математику и чтение провалили не в теории, а на практике

Удручающие результаты PISA: математику и чтение провалили не в теории, а на практике

Комментарии: 8
Фото: Анна МИЩИШИН

По результатам международного исследования PISA, уровень знаний наших школьников по математике, чтению и естественно-научной грамотности - ниже среднего. Который день не стихают дискуссии в учительских и деканатах всей страны. Как? За что? И вообще - куда мы катимся? Украинцы недоумевают - неужели это правда?

Учителя не верят результатам

По всем трем пунктам, которые оценивала PISA, результаты наших школьников ниже, чем в Польше, Венгрии, Эстонии, Беларуси. После нас - Турция, Словакия, Греция, Молдова и Грузия.

Безусловный лидер этого года - Китай. Правда, оценивание происходило в "богатых" округах - Шанхай, Пекин, Цзянсу и Чжэцзян. В математике китайские школьники набрали 561 балл - разница с Украиной 138 баллов, или 4 с половиной года обучения! 

На втором месте - Сингапур. На третьем - Макао. То есть, самый высокий уровень знаний показали школьники стран Азии. Из стран европейского региона "самыми умными" оказались ученики Эстонии и Голландии. Кстати, в этом году мы - одна из немногих стран, где тесты писали на бумаге. Большинство стран предлагали компьютеризированную версию теста.

- Мы активно обсуждаем новости в коллективе, и у нас неоднозначные выводы. Мы удивлены, - говорит заслуженный учитель Украины, преподаватель математики, замдиректора по научной работе Киевского научно-естественного лицея № 145 Константин Лятамбур. - Например, выпускники нашей школы показывают отличные результаты на Олимпиаде и конкурсах. Правда, я, как педагог с тридцатилетним стажем, признаю: сейчас требования к ученикам снизились. Программа раньше была сложнее, сейчас учится проще, чем, например, в 80-х годах.

- Да, странные результаты, - соглашается с коллегой замдиректора по воспитательной части лицея № 38 с углубленным изучением математических и экономических дисциплин Ирина Хозеева. - У нас стопроцентная "поступаемость" в вузы страны и зарубежья! Недавно к нам приезжала "наша" девочка из Англии - говорит, она там "звезда" на фоне одногодок. То же самое слышали и от "нашего" парня из Германии. С результатами PISA мы не согласны!

Мы - не тупые, мы ... неприспособленные!

Согласны учителя с выводами PISA или нет - вопрос второй. Важнее понять, почему мы получили такие результаты. Во-первых, для чистоты эксперимента среди учебных заведений, подходящих под критерии исследования, сделали случайный выбор, и под проверку попали многие провинциальные школы. А уровень образования на периферии и в селах - наша беда.

Во-вторых, что самое главное, тестирование PISA показывает не теоретические знания упомянутых дисциплин, а возможности их практического применения.

- Низкие результаты "по чтению", безусловно, не говорят в том, что 15-летние украинцы "плохо читают", исследование проводилось на понимание и осознание написанного, возможность обсуждать и выражать свое мнение. - уверяет "КП" в Украине" замминистра образования Украины Любомира Мандзий. - Задания по математике также были ориентированы на практику. Как и задания по научно-естественным дисциплинам. Тесты PISA отличаются от "привычных" ВНО, эти два исследования сравнивать некорректно.  

По мнению министерства, тот факт, что 25,9% украинских подростков "не созрели до базового уровня образования" по результатам PISA и "виной всему" - недостаточность практического применения знаний, является сигналом работать в этом направлении. В 2020 году МОН Украины намерен принять "новый стандарт базового образования", где будет акцент на получение практики при усвоении материала. По словам Любомиры Мандзий, государство уже выделило 800 млн гривен на программу поддержки кабинетов естественных наук и технических лабораторий. На основе принятия нового стандарта базового образования в 2020 году "переделают" все учебники - они будут качественно другими, с бОльшим количеством иллюстраций, картинок, с четкой ориентацией на практику (независимо от вида предмета). Изменится и "стиль преподавания" - учителя будут проводить больше практических работ, совместных исследований. В школе не должно быть скучно!

Для этого министерство планирует обучать учителей новым методикам. Со следующего года внедряются программы педагогических тренингов, проводимые как внутренними усилиями государства (институты последипломного образования), так и благодаря европейским программам. "Учиться учить" и проходить тренинги педагоги будут во время школьных каникул. На частоте и длительности уроков это не скажется. 

Как проходило исследование

Впервые мы приняли участие в исследовании PISA в 2018 году, получив результаты только сейчас.

Международная программа по оценке образовательных достижений учеников (Programme for International Student) основана девять лет назад. Педагоги всего мира (Австралия, Голландия, Япония, США и др.) решили объединиться для "мониторинга" образования в половине стран земного шара.

Тест писали украинские школьники из выбранных наугад представителями программы 250 учебных заведений 1-2-го уровня аккредитации в разных населенных пунктах Украины. Опросам "подверглись" пятнадцатилетние ученики (этот возраст фиксирован), в течение двух часов выполнявшие указанные задания.

Процедура проходила в апреле-мае прошлого года и состояла из проверки знаний по математике, чтению и естественно-научной грамотности. Результат - каждый четвертый школьник отстает и имеет "крайне низкий уровень". По чтению мы отстаем от средних показателей стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 23 балла, по математике - вообще на 39, по естественным наукам - на 22.

Следующее исследование PISA состоится в 2021 году. Организаторы намерены расширить список измеряемых компетенций, добавив в него творческое мышление. В тесте 2024 года будет и пятое измерение - "обучение в цифровом мире".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Министр образования назвала некачественнымы польские вузы, в которых учатся украинцы

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях