С 28 ноября у православных христиан начинается последний многодневный пост в году - Рождественский. Длится он 40 дней, называется в Церковном уставе Четыредесятницей, как и Великий пост. Рождественский пост продлится до 7 января - Рождества Христова. Поскольку начинается он в день памяти святого апостола Филиппа, его называют еще Филипповым постом.
Был такой пророк Исаия, и вот он говорил, что Господь обратился к нему и сказал: "Возвысь голос свой подобно трубе, укажи народу моему на беззаконие его, на грехи его, чтобы народ покаялся". Иудеи взывают к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?" Господь устами пророка отвечает им: "Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел?"
Так постились ветхозаветные праведники, они физически себя ограничивали таким постом. "Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды" - оказывается, в пост нельзя лгать. "Развяжи узы ярма" - это значит, нельзя никого угнетать.
"Расторгни всякое ярмо" - это уже касается должников, когда кто-то вам должен. Вы ждете или не ждете уже даже, что он вернет, но не говорите, что я простил тебе этот долг. И "раздели с голодным хлеб твой" - сегодня люди часто хотят поститься, мясо не кушают, покупают рыбку подороже, красненькую, орешки какие-то бразильские, за которые можно купить столько хлеба! Но ведь нищему человеку на хлеб дают, а ему иногда хочется и молока. Вот вопрос, хорошо ли подать на молоко? Мы знаем, сколько сегодня стоит пакет молока, и вот отсюда, может, и милостыню надо увеличить - ежедневую или еженедельную, которую мы оказываем нищим. Может, она должна быть в пост такова, чтобы он даже и мяса смог поесть, и котлет.
Да вообще никогда нельзя унывать, уныние - это грех. Это говоря православной терминологией, бесовское обстояние, когда бесы атакуют вас. Вы где-то согрешили, и в корабле вашей души есть брешь, и бесы туда проникают и насаждают вам это уныние, чтобы вы страдали, печалились, а они будут продуктами распада вашей души питаться. Ни в коем случае не унывайте никогда - ни в пост, ни вне поста. Пощение не должно огорчать вас, пост должен вас радовать, потому что вы совершаете сверхъестественное деланье, потому что все мы нуждаемся в тепле и еде, но вы ограничиваете себя во имя великой некой цели. Если вы просто экономите на еде, а потом пост кончится, и вы конкретненько поедите пирожных, мне кажется, что это какой-то такой подозрительный пост. То есть вне поста мы набираем вес, а в пост мы вес сбрасываем. Мне кажется, то, что мы сэкономили на эти затраты, которые пошли на приобретение более дорогостоящих продуктов, потраченных во благо ближнего своего на какое-то доброе деланье, вот это есть настоящий пост.
|
Вообще есть однодневные посты - это среда и пятница, и все это связано с учением Иисуса Христа. В среду Иисуса Христа предали, а в пятницу его распяли. Понятно, когда у нас какие-то тяжелые переживания, боль утраты, мы не веселимся, и целью нашей жизни не является вкусно поесть и мягко поспать. Мы, наоборот, проводим какое-то время без сна, мы не можем уснуть в мыслях о том или ином событии. И мы же не празднуем день смерти своего близкого родственника, мы его отмечаем, вспоминаем, оставляем какие-то житейские заботы ради того, чтобы вспомнить о его душе, помолиться о его душе, подать во имя его избавления от грехов, от каких-то, возможно, посмертных страданий и в память о нем сделать какое-то доброе дело. Разве это не пост? Разве это неправильно? Однозначно это правильно и нужно. Самым строгим является Великий пост. Это пост, который у нас весной происходит, и он направлен, чтобы подготовить себя к Пасхе. Самым строжайшим в Великом посте будет последняя седмица - последняя неделя перед Пасхой. И тут уже каждый может выбрать для себя и сделать что-то такое, чтобы ощутить Пасху более ярко, приобщиться к этому празднику, быть свидетелями Христового воскресения.
Всякий упрек нехорош, а мы просто должны, постясь, быть гораздо веселее и радостнее тех, кто не постится. Ведь как осуществляется хорошая проповедь? Мы едим, спим, делаем все, что и обычные люди. Просто даже беря на себя какой-то дополнительный подвиг, мы испытываем радость и тем становимся привлекательнее для других людей. Я на территории психиатрической больницы Павлова работал в реабилитационном центре для наркоманов. И каждый раз, когда я им рассказывал - в реабилитационном процессе был раздел "духовное образование", - находились люди, которые спрашивали: отчего ты, батюшка, такой счастливый? Я говорю: поехали со мной в школу для детей с ДЦП, для умственно отсталых детей - и тоже будешь счастливый.
Многие решались на такой подвиг, потом плакали, пересматривали свою жизнь и находили радость в служении ближнему. Мы же не животные, и у нас есть способность сострадания, сочувствия, заботы о ближнем. На человеческую душу это положительнейшим образом влияет, и Господь это видит. И если ты делаешь такие дела милосердия, то Господь точно наполнит душу не просто земным счастьем, а даст некое вдохновение, откровение, блаженство именно тем, кто творит волю его. А воля Божья - однозначно в милосердии, в осуществлении милостыни.
Я собираюсь свою школу организовать, чтобы детки приходили и правильно учились поститься, но мне кажется, что в этой школе должны учиться в первую очередь родители. Задавайте вопрос священникам, найдите такого, который мог бы ответить на ваш вопрос, как позаботиться о ваших детях, с какого возраста и каким образом поститься. Самый лучший урок для детей - это урок вашего примера. А возраст - это как вопрос исповеди, очень часто спрашивают, с какого возраста исповедоваться ребенку. Вот есть четкие указания - с 7 лет. Но приходят дети, которые не имеют этого критического мышления в себе, не обладают им пока в силу обстоятельств, нейронных связей, в конце концов, своих генетических способностей. Дети очень разные, даже в одной семье. Вот у меня пятеро детей, один в 6 лет идет на исповедь, другой в 8 лет сомневается. То есть не понимает этих механизмов, в нем они еще не работают до конца хорошо. Мы должны просто к этому событию готовиться, думать, готов ли наш ребенок участвовать в том или ином аспекте жизни с этого возраста, и делать выводы.
Они тоже очень разные, тот же театр с христианством, наверное, не соотносится. Но одно дело, если это какое-то легкомысленное произведение, о каком-то развратнике упоминания, и актеры приложили все усилия показать этот разврат, - не стоит туда идти. С другой стороны, есть фильмы, основанные на реальных жизненных событиях и такие театральные постановки, которые настолько серьезны, настолько глубокомысленны, что заставят нас самих думать, а достаточно ли я хорошо пощусь и все ли делаю полезное для своей души? Бывает, что нам в повседневной жизни не хватает времени об этом подумать, и, посмотрев такой фильм или спектакль, мы задумаемся, и это будет для нас вдохновением, чтобы что-то в своей жизни осуществить. Тут уж давайте подходить к этому вопросу индивидуально, советуйтесь со своим духовником.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кутья обязательно должна быть на праздничном столе в Сочельник.