24 апреля

Палеонтологи выяснили, что случилось после вымирания динозавров

Фото: Фото: HHMI Tangled Bank Studios.

Палеонтологи разобрались в порядке событий, случившихся в нынешнем штате Колорадо после мел-палеогенового вымирания. Разложили по полочкам первые 700 тысяч лет, пишет Science.

Спустя 100 тысяч лет после вымирания динозавров зародились млекопитающие, сравнимые по размеру с жителями мелового периода. За 200 тысяч лет они стали в три раза больше, а спустя еще 700 тысяч лет похудели до почти 50 килограммов. Растения эволюционировали от папоротниковых к бобовым.

Что знали раньше

Мел-палеогеновое вымирание, повлекшее смерть динозавров, случилось 66 миллионов лет назад. Его не пережили и другие животные, среди которых летающие и морские ящеры. Ученые предполагают, что на Землю, близ полуострова Юкатан, упал астероид диаметром около десяти километров. Он спровоцировал цунами, лесные пожары, вулканы и землетрясения. За столкновением планеты с астероидом последовал выброс сажи и пыли, вызывавший похолодание и "ночь", не уходившую 1,5 года.

Однако природа продолжила эксперименты, вновь заполнив планету живностью. Родились новые виды плацентарных млекопитающих и птиц, которые ранее угнетали динозавры.

Долго не могли разобраться в судьбе позвоночных в первый миллион лет после вымирания. Причина - слишком мало окаменелостей, в основном фрагменты скелета позвоночных, которые трудно датировать.

Что открыли сейчас

Ученые из Денверского Музея природы и науки в США под руководством Тайлера Лайсона описали уцелевшие окаменелости 16 видов млекопитающих, 233 видов растений, а еще рептилий (крокодиломорфов и черепах). Их обнаружили в заповеднике Коррал Блафс штата Колорадо. Он славится окаменелостями мелового и палеогенового периодов, а вот останки позвоночных, найденные в заповеднике до открытия Лайсона, были неполными.

Лайсон и его соратники начали раскопки в 2016 году. Их интересовали горные породы, способные образоваться вокруг окаменелостей костей животных. По словам исследователя, таким способом осколки четырех или пяти черепов обнаружили за минуты.

В штате Колорадо нашли окаменелости черепов и челюстей млекопитающих. Фото: HHMI Tangled Bank Studios

Изучив находку, выяснили историю местной экосистемы на протяжение 700 тысяч лет после смерти динозавров. Тогда здесь не стало млекопитающих, весивших более восьми килограммов. В первые 100 тысяч лет зародились существа похожего размера, но весили они меньше шести килограммов (можно сравнить с крупным домашним котом). Предполагают, что они питались насекомыми, но могли быть и всеядными. Их окружали папоротники.

За 300 тысяч лет после вымирания девять видов млекопитающих эволюционировлаи до 21 и стали в три раза больше. Некоторые весили 25 килограммов и по размеру сравнимы с бобром. Питались, вероятно, травами. Еще за 400 тысяч лет возникли бобовые, а млекопитающие стали больше. Палеонтологи отыскали черепа травоядного, весившего около 34 килограммов (столько весят мелкие олени и свиньи пекари), а также крупного всеядного (47-48 килограммов, как песчаная газель). В реках или на берегу жили прародительницы каймановых черепах.

Что поняли об эволюции

- Эти окаменелости показывают нам, что через 100 тысяч лет после падения астероида количество видов растений и животных было столь же велико, как и до него. Возможно, кажется, что сто тысяч лет это долго, но в геологической летописи это очень короткий промежуток времени. (Восстановление разнообразия. - Авт.) произошло гораздо быстрее, чем после других массовых вымираний, - прокомментировал находку американцев Дэвид Полли из Индианского университета.

Полли отметил, что останки свидетельствуют о большем разнообразии флоры и фауны спустя 300 тысяч лет после вымирания, чем до него. Он сделал вывод, что экосистемы изменили работу после падения астероида из-за новых условий.

Реконструкция внешнего вида млекопитающего Loxolophus. Это падальщик, существоваший почти 300 тысяч лет назад. Фото: HHMI Tangled Bank Studios