Загрузить еще

Нужен ли Украине институт понятых

Нужен ли Украине институт понятых
Фото: Фото: национальная полиция

Под Лубнами на дороге произошла трагедия: погибла сержант полиции Мария Фетч. Вместе с напарником она остановила грузовой автомобиль, который подходил под описание в ориентировке в связи с тяжким преступлением. Однако для осмотра машины требовались понятые, и пока их искали, в машину влетел другой микроавтобус. Мария Фетч погибла.

Этот случай подтолкнул советника министра внутренних дел Украины, бывшего главу Нацполиции Сергея Князева поднять вопрос о целесообразности института понятых.

"Украина - единственная европейская держава, которая требует от полиции проводить осмотр несамостоятельно! Неискорененный советский рудимент по поводу понятых не только не защитит права граждан, но и приводит к постоянным абсурдным действиям со стороны правоохранителей, которые вынуждены даже вооруженных преступников осматривать не мгновенно, а только найдя двух свидетелей. А их, как правило, сложно предвидеть или найти, или уговорить кого-то быть понятым", - написал Сергей Князев в Фейсбуке.

По мнению Князева, сегодня в эпоху полной видеофиксации следственных действий институт понятых не нужен.

Но что по этому поводу говорят эксперты? 

Противоречит Конституции

По мнению правозащитника Богдана Чумака, каждая трагедия, связанная с сотрудниками полиции, как правило, используется их руководством для ограничения прав и свобод граждан. Неоднократно силовики пытались навязать гражданам принцип "подчиняйся, а потом оспаривай в суде". Но ничего, кроме негатива в обществе и среди правозащитников, из этого не вышло. Так и сейчас. 

- Если не будет понятых, то как тогда вообще можно доказать, что процедура прошла по закону? Как выяснить, не подбросили ли кому-то что-то? - говорит руководитель ОО "Правозащитная инициатива" Богдан Чумак. 

По мнению эксперта, если норму все же начнут претворять в жизнь, ее оспорят в Конституционном суде, так как она не соответствует ни Конституции Украины, ни Европейской конвенции по правам человека. 

- Лучше бы руководство Нацполиции всерьез занялось проблемой знаний процессуального законодательства среди своих сотрудников, потому что, прежде чем менять что-либо, нужно научиться нормально пользоваться тем, что есть, - говорит Богдан Чумак. 

По мнению адвоката Владимира Фурмана, отменять понятых в Украине нельзя, и в наших реалиях это далеко не рудимент. 

- Такая ситуация существует в этом вопросе из-за того, что полицейские для достижения своих целей расследования, особенно когда руководству нужно быстро отчитаться о результате, могут использовать неправовые и противозаконные действия по отношению к обыскиваемому, подбросив какую-то вещь или не заметив то, что является важным, - говорит адвокат Владимир Фурман. 

Наш собеседник просит не проводить параллели между Украиной и Западом. Там в корне другая ситуация с правовой сознательностью, судами и наказаниями за неправомерные действия полиции.

- В США при обыске действительно не нужны понятые. Но там никто не требует в ущерб качеству расследовать быстро ради доклада начальству, - уверяет Фурман. - В США потом в суде полицейский дает показания о том, как проводил обыск, как вел расследование, и законность его действий можно подвергнуть сомнениям. У нас такое маловероятно.  

Поэтому понятые необходимы, лишь при их помощи можно установить, были действия полицейских законными при обыске или нет.  

Тоска по ГАИ

Почему ехавший за рулем микроавтобуса водитель не увидел на дороге патрульных и еще один припаркованный бус, Сергей Князев в своем посте не обсудил. Хотя в смерти сержанта виноват именно он, а не "поиск понятых". Таких аварий, как под Лубнами, в стране тысячи, и каждый случай страшнее предыдущего. Количество сообщений о пьяных водителях и неисправных автобусах растет словно снежный ком. Так, может, полиции нужно наводить жесткий порядок на дорогах, а не делать далеко идущие выводы?

- Любая мера ужесточения на дорогах - как в Украине, так и где-либо - дает лишь временный эффект. Процент нарушений спадает примерно на полгода, а дальше, когда водитель понял, что ничего особо не поменялось, он вновь берется за свое, - говорит адвокат Владимир Караваев. - Как итог у нас за рулем снова выпившие водители, аварии и жертвы. Поэтому, прежде чем законы менять, нужно научиться эффективно использовать на практике уже имеющуюся законодательную базу. 

По мнению нашего эксперта, во всем виновата разруха в системе управления безопасностью на дорогах. 

- Когда существовала ГАИ, были четко регламентированы правовые акты, и все понимали, кто и что должен делать. После ликвидации инспекции ее полномочия разделили между собой разные министерства. Часть отдали патрульной полиции, а часть осталась вообще за рамками, - говорит Владимир Караваев. - Но на практике выходит так, что у нас никто ни за что на дорогах не отвечает. Отсюда и последствия. 

Сократили время обучения водителей

Помимо этого, не менее важным фактором аварий на дорогах, по мнению Караваева, является низкий уровень подготовки водителей. Согласно нормативам обучать вождению можно человека, который выучил всю теорию Правил дорожного движения. А на практике в автошколах уже на вторую неделю человека садят за руль. В итоге у водителей слабая подготовка. А за последствия никто не несет ответственности.

- У нас некому нести ответственность за то, кому выдаются права. По закону есть комиссия в автошколе и сервисном центре, где принимают экзамен, но персональной ответственности нет ни у кого, - утверждает Караваев. 

А еще, что немаловажно, в Украине нет надлежащего контроля за обеспечением безопасности дорожного движения, который должны обеспечивать городские власти, поскольку они являются собственниками дорог. Эксперт считает: если продолжать игнорировать указанные им факторы, число аварий со смертями не пойдет на спад. 

ЕСТЬ МНЕНИЕ

В селах все друг друга покрывают

Инспектор Шосткинского отделения полиции и бывший сотрудник ГАИ Антон Кисель считает, что пришло время отменять понятых и вводить видео­фиксацию. 

- Этот институт уже давно устарел. Нужно вводить видеофиксацию любого процессуального действия от начала до конца - и все. Потому что на практике проблема с привлечением понятых особо остра в маленьких селах, - говорит Антон Кисель. - Дело в том, что нельзя привлекать лица, в объективности которых есть сомнения. А в маленьком селе, где все друг друга знают, это почти невозможно. 

В ТЕМУ! 

За рулем больше не пьяных, а наркоманов

В сфере безопасности дорожного движения уже много лет остро стоит вопрос о том, как пресекать пьянку за рулем. За многие годы неоднократно росли штрафы, ужесточались законы. Алкоголизм за рулем приравнивается к уголовным преступлениям. Но любителей выпить и сесть за руль от этого меньше не становится. Тут в силу часто вступает коррупционная составляющая, и водителей "прощают" за взятку. Но нередко нарушители уходят от ответственности и из-за некомпетентности самих патрульных.

- Когда останавливают реально пьяного человека, на него оформляют протокол и часто допускают процессуальные ошибки, - рассказывает Владимир Караваев. - Суд потом не может принять решение из-за нарушения процессуальных норм. Таких случаев много, и полиция мало что делает для повышения уровня квалификации своих сотрудников.  

В то же время куда сложнее обстоят дела с наркоманами, которых на дорогах, по мнению Караваева, еще больше, чем пьяных. Визуально патрульные не в состоянии оценить, под кайфом человек или нет. Даже не имеют права осмотреть зрачки, если на водителе солнцезащитные очки. Запаха от наркомана нет, а технических средств для проверки человека экспресс-тестом на наркотики на месте у полицейских не имеется. Везти в больницу подозреваемого для сдачи анализов тоже нельзя, поскольку это нарушает процессуальный кодекс. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Внимание, обыск! Что нужно знать о своих правах

Прокуратура и полиция едва ли не каждый день сообщают об обысках в различных компаниях и частных жилищах.

Новости по теме: полиция