Загрузить еще

Жители карпатских сел: "Когда на твои грядки заезжает придурок на джипе, хочется камнями забросать!"

Жители карпатских сел:
Фото: Фото: Instagram

Водители-экстремалы на квадроциклах и джипах разрушают не только грунтовые дороги в Карпатах, но и превращают огороды, поля селян и сенокосы в сплошное болотное месиво. 

Вместо дорог - болота

Каждый год сразу, как только сходит снег, Карпаты наполняются рычанием моторов квадроциклов и джипов, которое не утихает до поздней осени. Весной туристы-экстремалы стремятся первыми в сезоне добраться в горы. Осенью они же закрывают сезон. Но местные грунтовые горные дороги совсем не рассчитаны на такой транспорт. Он оставляет на них глубокие борозды, и во время дождей во взрытой колее застаивается вода – становится трудно проехать не только лесникам, но и пройти местным жителям и грибникам. 

- В Карпатах полно мест, где широкая дорога посредине превращена в болото, уже поросшее камышом, – все благодаря таким туристам, - ругаются жители горных сел. – Для прохода остаются лишь узенькие тропки по бокам. 

Джипинг – востребованный сегодня вид коротких экстрим-туров в горы. Во многих мало-мальски популярных местах работают пункты аренды квадроциклов и другой техники. И они пользуются спросом. Поездка в горы на джипе или квадроцикле занимает от пары часов до дня с остановками на шашлык и карпатскую кукурузную кашу со шкварками – банош.

В Нацпарке пытаются ограничить заезд в лес. Фото: Instagram

Сносят заборы и шлагбаумы

Для одних такие туристы – счастье. Благодаря им жители горных районов прилично зарабатывают. За дневную поездку на квадроцикле с инструктором один турист заплатит восемь-десять тысяч гривен. А еще посчитайте пропитание плюс проживание.

Но другие местные жители готовы проклинать таких туристов. Привычный мир с зелеными пастбищами и огородами, полными рыбы реками и ручьями рушится на глазах. Доходит до того, что местным приходится гнать скот за много километров в гору, хотя еще вчера они могли вывести коров на соседний луг, который сегодня испещрен глубокими бороздами от джипов. И это только малая часть той цены, которую платят местные жители.  

- В горах сложно что-то вырастить, но огород все равно сажаем – чтоб какие-никакие кабачки-огурцы на столе водились, - рассказывают "КП" в Украине" жители села Синевирская поляна в Закарпатье. – Но когда на твои грядки, в которые вложены все силы, заезжает какой-то придурок на джипе, хочется камнями в него кидать! Что это за люди – и на дорогах разъездят такую колею, что конь выбраться не может, и в поле и огород заедут! Мы специально ограждаем забором, чтоб не лезли, но им все по барабану – снесут забор, и только их и видали. 

Такая ситуация не только в Закарпатской области, но именно закарпатцы в этом году восстали. Здесь приезжие за один сезон умудрились и урожай уничтожить колесами, и разрыть пастбища и сенокосы, и превратить дороги в траншеи. В своей борьбе местные объединились с лесной охраной, активистами и сотрудниками Национального природного парка "Синевир".

- Эта проблема не сегодня появилась, но в последние годы она усугубляется, - объясняет "КП" в Украине" начальник отдела экологического образования НПП "Синевир" Юрий Бабичин. – Почему-то они активизируются в сезон тишины – когда размножаются звери, когда в реках нерест. Заезжают и на территорию парка, в лесные урочища, поднимаются на горные луга, где под колесами уничтожаются редкие растения, занесенные в Красную книгу. 

В Нацпарке пытаются ограничить заезд в лес: когда видят таких туристов, стараются поговорить, объяснить вред природе от их колес (это называется информационной работой), устанавливают шлагбаумы… Туристы их сносят и, поднимая тучи пыли и грязи в воздух, уезжают дальше по своему маршруту. 

- Насчет наносимого вреда Карпатам даже принято постановление Кабмина в 2013 году, - ругаются в Нацпарке. – Это уничтожение молодых деревьев, редких растений и вред зверям, рыбе в реках, которые становятся мутными. 

Джипинг – востребованный сегодня вид коротких экстрим-туров в горы. Фото: transferdokarpat.com.ua

Через лес путь открыт

Местным жителям, конечно, туристы не платят за уничтоженный на полях картофель и другие овощи. А сажают картошку не красоты ради – для пропитания. В селе Синевирская поляна говорят - особенно отметились туристы в прошлом году. Тогда даже животные остались без корма: экстремалы проехали по сенокосам, трава для скотины осталась втоптанной в грязь. 

- После того как село восстало, стало спокойнее. Но как будет осенью и в следующем году? Почему-то для своих массовых выездов в горы они выбирают время, когда пора собирать урожай либо же когда только появились всходы весной, - говорят в селе.  

Люди грозятся перекрывать сельские дороги, если вновь увидят джипы и квадроциклы. Правда, туристам эти дороги ни к чему – например, в Синевирскую поляну экстремалы спокойно заезжают через лес, где область граничит с Прикарпатьем.  

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

"Джипинг в дикой природе надо запретить"

Богдан Проць, директор Карпатско-Дунайской программы, заведующий отделом ландшафтного и биотического разнообразия Государственного природоведческого музея НАН Украины:

- Джипинг разрушает все вокруг, и не только небольшие очаги с растениями, но и места обитания животных. Достаточно посмотреть на реки, куда с квадроциклов и внедорожников вытекает масло в реку. Туристам все равно, у них задача - преодолеть реку и гору, вопрос обычного спора и мужской гордости. 

Джипинг в Карпатах нужно развивать по примеру стран ЕС - как в Альпах. Нельзя ехать куда угодно на частном джипе - там для использования частной или государственной земли требуется спецразрешение. В ЕС такие места разбросаны по стране, в каждом административном районе их от нескольких единиц до десятка. Это территория площадью от 300 на 300 метров и более с учетом сложности местного рельефа, но без рек. Все вопросы по поводу взрытой поверхности - к собственнику или арендатору, который затем должен разровнять землю трактором. Джипинг может быть только на специально предназначенных для этого территориях с возможностью проведения соревнований, тренингов и показательных выступлений и допустимостью продажи билетов. А в дикой природе его надо запретить. 

Но запрет не должен касаться доставки людей на пастбище за сыром или на экскурсию в горы. Такие туры следует поддерживать, но необходимо существенно улучшить качество дорог для развития туристических маршрутов, во избежание эрозии грунта и несчастных случаев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Виноваты ли жители Карпат в разрушительных наводнениях

Незаконная вырубка леса – одна из основных причин природных катастроф в этом регионе.

Новости по теме: Карпаты Отдых экстрим