Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 марта
Загрузить еще

Покупатель всегда прав: куда обращаться, если вам доказывают, что это не так

Покупатель всегда прав: куда обращаться, если вам доказывают, что это не так
Фото: Фото: Михаил Бакузов

Поврежденный товар: на месте ничего не оплачивается!

Как-то наблюдала в супермаркете картину: пожилая женщина задела сумкой бутылку вина и на пол упали еще с десяток, которые до этого держались в выстроенной "башне" лишь чудом. К покупательнице тут же подлетел охранник со словами "придется оплатить", и видя, как расстроена и растеряна старушка, я просто не могла не вмешаться.

Дело в том, что в общем случае до тех пор, пока покупатель не оплатил товар, он является собственностью магазина. И заставлять покупателя платить за разбитую бутылку незаконно!

Примечательно, что Закон Украины "О защите прав потребителей" в подобных случаях однозначно защищает покупателя. А статья 323 Гражданского кодекса Украины гласит: ответственность за случайную порчу неоплаченного товара несет его собственник (то есть магазин). 

Кроме того, для начала еще нужно определиться, кто является истинным виновником инцидента: неосторожный покупатель или администрация торговой точки, неправильно разместившая товар в зале, говорят в Госпродпотребслужбе.

Впрочем, судя по широко распространенному поведению охраны и даже администрации украинских магазинов, они либо не читали закон, либо надеются, что его не читал покупатель.

Поэтому, если, не обращая внимания на законодательство, сотрудники магазина продолжают требовать оплатить товар, следует выступить с встречными требованиями: составить акт о нанесении ущерба и предоставить факты, которыми оппоненты пытаются доказать вашу вину. При этом помните главное: вину покупателя может установить только суд, и только суд может решить, должен ли покупатель оплачивать испорченный товар. То есть, в случае порчи товара потребитель должен твердо помнить: на месте ничего не оплачивается – только фиксируется.

Если даже после приведенных аргументов администрация продолжает давить на психику (дескать, вы разбили – вы и платите) можно вспомнить еще и часть 2 ст.17 Закона Украины "О защите прав потребителей", в соответствии с которой принуждать потребителя покупать товар ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента запрещено, если, разумеется, товар был испорчен ненамеренно.

На этом конфликт либо затухает, либо переходит в завершающую стадию: сотрудники магазина могут не давать покупателю покинуть помещение. И это прямое нарушение пунктов 1, 4 и 5 статьи 19 закона "О защите прав потребителей", запрещающих нечестную предпринимательскую практику и агрессивные действия.

Если все вышеуказанные аргументы не охладили пыл сотрудников, специалисты советуют вызывать полицию.

Чек и ценник: большая разница

Отношения с большим супермаркетом по соседству с моим домом у меня не складываются не первый год. В моем личном рейтинге он - лидер по количеству случаев несовпадения цены на ценнике и в чеке. Каждый раз это выливается в долгие и нудные разборки с администрацией ("ценник забыли поменять", "акция закончилась", "у нас так по штрих-коду высвечивается" и т.д.) и жалобы, но воз и ныне там. Друзья говорят, что это какое-то мое личное невезение именно в этом магазине, а я, в свою очередь, думаю, что дело не в этом. Просто я сравниваю цены в чеке и на ценнике, а они – нет.

Что же предлагают предпринять покупателю по закону, если цены не совпали?

В Госпродпотребслужбе советуют обратиться в администрацию торговой точки с требованием вернуть разницу между ценой на ценнике и той, что обозначена в чеке. Причем отказ продать товар по указанной на ценнике цене – это, между прочим, очередное нарушение прав потребителя.

Далее специалисты службы советуют собрать документальные доказательства нарушения (сохранить чек, сфотографировать ценник) и обратиться с заявлением о нарушении своих прав либо в суд, либо в Госпродпотребслужбу Украины (01001, г. Киев, ул. Б.Гринченко,1), либо в ее территориальные органы, адреса и телефоны которых указаны на сайте www.consumer.gov.ua

В ТЕМУ

Если есть вопросы к авиакомпании…

Авиакомпании и так не балуют нас пунктуальностью, но в период летних отпусков это приобретает характер массовой эпидемии. Компенсации за задержанные вылеты в нашей стране можно получить разве что в теории, а на практике задерживают, отменяют и переносят рейсы совершенно безнаказанно.

"Во время путешествий авиатранспортом часто возникают непредвиденные ситуации, требующие срочного решения: потеря багажа, отмена или задержка рейса, опоздание на рейс и т.д., - говорится в официальном сообщении Госпродпотребслужбы. - Они происходят достаточно часто и могут коснуться каждого пассажира, поэтому гражданам следует знать свои права и обязанности, а также ведомство, в которое можно обратиться за помощью. Это Государственная авиационная служба - центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства Украины".

Госавиаслужба в соответствии с возложенными на нее задачами контролирует соблюдение участниками авиарынка требований законодательства, авиационных правил Украины, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок, аудитов, инспекций и т.д.

От себя добавлю, что Госавиаслужба – это, конечно, звучит гордо, но вряд ли кто-то из путешественников в здравом уме и трезвой памяти может серьезно рассчитывать, что эта контора проявит оперативность и компетентность при внезапно возникшем форс-мажоре. Поэтому в случае, если вы реально попали в сложную ситуацию в аэропорту и не представляете, что вам предпринять, для начала обратитесь за помощью к круглосуточному туристическому боту, который подскажет порядок действий в конкретном случае. Тем более, что связаться с ним проще простого: его страничка есть и в ФБ - ТурБолит

А уже по возвращении домой можно обратиться с жалобой в Госавиаслужбу.

ВОПРОС РЕБРОМ

Куда жаловаться

Недавно зашли с мужем в павильон сотового оператора с небольшой проблемой. Ее они решать не захотели, и вместо этого сходу предложили сделать запись в Книге жалоб и предложений.

Действительно, я уже не раз обращала внимание: несмотря на то, что Книгу жалоб отменили 3 месяца назад, из украинских торговых точек она не ушла. Правда, попытка подсунуть мне для жалобы "несуществующую книгу" произошла впервые.

Разумеется, подобные Книги могут присутствовать в Уголках потребителей сколько угодно долго – в конце концов, их же отменили, а не запретили. Правда, если раньше у потребителя была хотя бы слабая надежда на реакцию со стороны контролирующих органов, то теперь нет и этого: как пояснили в Госпродпотребслужбе, после внесения изменений в законодательство, они Книгу не проверяют. Так что гораздо эффективнее будет пожаловаться в само ведомство.

При этом в Госпродпотребслужбе напоминают: кроме собственно проблемы в обращении нужно указать еще и ФИО заявителя, место его проживания, дату и подпись. Заявление без контактных данных считается анонимным и не рассматривается.

Письменное обращение отправляется по почте, передается лично заявителем либо можно отправить электронное обращение, форма которого есть на сайте Госпродпотребслужбы в разделе "Связи с общественностью – Обращения граждан"

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В 2018 году Госпродпотребслужба получила 35 317 обращений от граждан, и более 20 тысяч из них касались нарушениях прав потребителей при приобретении товаров, выполнении работ, предоставлении услуг. Всего за год потребителям вернули 6,69 млн грн за некачественные товары и непредоставленные услуги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Куда и как жаловаться потребителю

Об этом, отвечая на официальный запрос "КП" в Украине", рассказали в Госпродпотребслужбе.

Новости по теме: защита потребителей