Школьных скандалов с каждым днем все больше. То вокруг буллинга (неважно, над ребенком или над педагогом), то вокруг поборов, то вдруг какой учитель такое выложит в соцсети, что диву даешься. Вспомнить только прошлогодний случай, когда львовская учительница истории написала хвалебный пост об Адольфе Гитлере.
И вот, очередной скандал, теперь из-за нетерпимости.
В общеобразовательной школе №93 во Львове углубленно изучают английский язык, а также есть предмет, вокруг которого у родителей по всей стране не утихает горячая дискуссия - "Христианская этика". Занятия для школьников по этому предмету не обязательны – если родители напишут отказ, то можно не посещать. В 93-й школе не отказывались.
Преподает предмет 60-летняя Мирослава Даниловна Стецюк. Вообще-то она учительница украинского языка и литературы, но уже много лет читает и христианскую этику.
Инцидент, из-за которого получился скандал, произошел еще в апреле: на перемене ученики 8-го класса спросили преподавателя об ее отношении к людям с нетрадиционной ориентацией. Педагог себя не сдерживала.
"Вы знаете, что такое половые органы? Что человек носит в своей сперме? Это сам Господь Бог с неба. А он это пихает куда? И что рождается из того? Уроды! Гады! Поверьте, если после гомика пойти в туалет, ты умираешь", - открывала душу Мирослава Даниловна. (Отметим, что ролик и эти фразы – нарезка, поэтому слова могут быть вырванными из общего контекста).
Дети сняли откровения учительницы на телефон и выложили в Инстаграм. То, что ее снимают, учительница не могла не заметить. Ролик под названием "Мирослава Даниловна откровенно про…" разлетелся среди учеников, их родителей, дошел и до администрации школы.
В учебном заведении не открещиваются, говорят, что инцидент действительно был, как и реакция на него.
|
- Было административное решение про применение к госпоже Мирославе дисциплинарного взыскания, выговора. Этические нормы общения с учениками были нарушены, - подчеркивает директор Олеся Мандзюк.
Вдобавок началась проверка работы Мирославы Даниловны. К ней на уроки начали ходить другие педагоги и слушать, что она рассказывает детям. Отмечают - больше резких слов из уст учительницы не звучало.
Тем временем из-за стресса самочувствие Мирославы Даниловны ухудшилось. Педагог ушла на больничный, и осенью уже не вернется – выйдет на пенсию.
А в соцсетях продолжают обсуждение. Объясняют неприязнь к геям тем, что Стецюк – последовательница т.н. религиозного движения Гарафины Маковий, весьма осуждаемого официальной церковью. Правила "секты" запрещают использовать лекарства, делать операции даже при угрозе смерти, писать, смотреть в чужие зеркала, пользоваться телефонами, смотреть ТВ, даже пить из горлышка бутылки (якобы ассоциации сами понимаете с чем). Первыми об этом заговорили родители учеников.
"Как специалист по украинскому языку и литературе госпожа Мирослава – непревзойденный учитель. Как человек тоже добрая и отзывчивая. Но то, что она разделяет взгляды Гарафины Маковий – это правда. Мирослава была классным руководителем моего ребенка. Сын рассказывал мне об этом, но когда я задала вопрос напрямую, она отрицала, что говорит с детьми о таких вещах", - написала в сети Соломия Весоловская.
Несмотря на скандал, выпускники школы тепло вспоминают Мирославу Даниловну. Что могло произойти с учительницей, не понимают. Ну, а спросить самого педагога, действительно ли ее убеждения продиктованы учением секты, мы не смогли – телефона у Мирославы Даниловны нет.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Психолог Сильва Тамамян уверена, что в скандале виновата не только учительница, но и ученики.
- У меня вопрос – с какой целью дети задавали вопрос про геев? Знала ли педагог, что ее снимают и выложат в соцсети? Думаю, детям хотелось поглумиться над учительницей и у них это получилось.
Мне жаль преподавателя, хотя я привыкла защищать детей от взрослых, а не наоборот. Зачем на перемене вылавливать учителя и провоцировать? Но тут, конечно, есть и вина учителя. Когда я работала в школе, любой вопрос, который задавался на перемене, например, про характер или темперамент, я выслушивала, а затем готовила отдельный урок на эту тему. Я вижу ошибки и в поведении детей, и учительницы, но главная ошибка - выкладывание видео в Интернет.
По мнению Сильвы Тамамян, тему нетрадиционной любви с подростками поднимать нужно, и делать это могут не только учителя, но и родители, социальные педагоги, классные руководители и психологи.
- Обязательств в программе Министерства образования по однополой любви у нас нет – ни хорошего, ни плохого. Все предпочитают молчать. Подходить к этому вопросу тактично, культурно и грамотно нужно с 14-летнего возраста. Допустим, дети по литературе проходят "Дориана Грея", у него есть эта бисексуальность, и это хороший момент поднять эту тему, - считает Тамамян. – Если у детей действительно возникают вопросы о нетрадиционной ориентации, тогда стоит уделить внимание этому вопросу, но в нашем случае больше похоже на то, что идея всего мероприятия – загнобить учительницу.
КСТАТИ
По мнению психолога Татьяны Балан, от разговоров на интимные темы, особенно когда вопросы задают сами дети, нельзя отмахиваться. Если не готовы к разговору здесь и сейчас, его можно перенести, но стоит помнить, что ребенок ответы может найти и сам, например, в том же Интернете.
- Есть такое понятие, как психосексуальное развитие ребенка, когда ребенок начинает интересоваться своим телом, идентифицировать себя, мальчик он или девочка, смотрит на окружающих, начинает задавать вопросы. Интерес к телу – это правильно и нормально, но когда ребенок начинает себя рассматривать, трогать половые органы, заниматься мастурбацией, взрослые пугаются и критикуют, стыдят, вызывают чувство вины.
Начинать говорить на сексуальные темы с детьми нужно, когда они начинают задавать вопросы. Как вести себя папе и маме? Для этих разговоров есть много пособий. Например, книга "Поговорим про это" - отличный учебник, там куча рекомендаций.
Проблема сегодня в том, что дети лезут в Интернет и начинают играть во взрослые игры – раздеваться, экспериментировать. Если взрослые, неправильно подойдут к теме, это создаст массу проблем.
Что касается нетрадиционной ориентации, то, конечно, дети будут интересоваться неизвестной темой. Более того, в подростки с трудом будут говорить об этом серьезно - будет включаться сарказм, будут провокации взрослых. Но говорить об этом нужно.