Экспресс от Центрального железнодорожного вокзала столицы до аэропорта "Борисполь" запустили 30 ноября. Украинский премьер Владимир Гройсман даже дал совет бывалым путешественникам, как надо планировать поездки. Мол, теперь можно без проблем прогнозировать время на дорогу до аэропорта - 35 минут от железнодорожного вокзала до "Борисполя".
Однако все оказалось не так просто.
Когда распиаренный и с помпой запущенный экспресс "Киев - Борисполь" поломался в первый раз, все очень веселились, кроме, разумеется, пассажиров. СМИ наперебой публиковали веселые репортажи, как пассажиры резво прыгали в сугробы и бежали по снегу в надежде успеть на свои авиарейсы. Дополнительное веселье принес глубокомысленный совет "Укрзалізниці" насчет того, что "в сложившихся погодных условиях свои поездки следует планировать заранее и принимать во внимание возможные форс-мажорные обстоятельства".
После третьей поломки смеяться расхотелось - возникло чувство неловкости из-за очередной впустую перерезанной "красной ленточки".
"Когда он сломался первый раз, я подумал: с кем не бывает. Переволновались, - написал на своей странице в Facebook бизнесмен и экс-депутат Киевсовета Алексей Давиденко. - Когда он сломался второй раз, я подумал: всякое бывает. Недосмотрели. А сегодня утром он сломался в очередной раз, и я подумал: какой стыд и позор.
…Он опять встал.
Встал на выезде из Киева.
Приехавший локомотив выполнял функцию тягача.
Прохожие, пешком обгоняющие стоящий экспресс, ржали и фоткались на этом грустном фоне. Пассажиры, сидящие внутри, проходили онлайн-регистрацию на свои рейсы через проводников поезда. А люди, читающие новости об очередной поломке экспресса, уже точно решили этим удобным и быстрым сервисом не пользоваться".
О том, что четыре поломки - это немного, на днях заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян. Почему четыре, когда СМИ писали о трех, пока непонятно: либо мы чего-то не знаем, либо "повелитель гиперлупов" сработал на опережение.
По словам министра, ситуация с поломками неприятна, но это - объективные технические трудности.
"Когда мы говорим о таких технических трудностях - они объективны, - цитируют Омеляна СМИ. - На линии работают десятилетние дизельные поезда польского производства. Тем не менее из более чем 500 поездок мы имеем 4 поломки. Я считаю, это менее 1%".
Мы тоже считаем, что это менее 1%, точнее, 0,8%. Но так ли уж это мало?
- Для пассажиров, наверное, немало, - отметил в комментарии "КП" в Украине" транспортный эксперт Василий Шевченко. - Во-первых, железная дорога воспринимается пассажирами как надежный и безопасный транспорт, поэтому и ожидания изначально гораздо выше, чем от такси или автобуса. Во-вторых, это направление было сильно разрекламировано, к нему было привлечено много внимания - как пассажиров, так и СМИ, соответственно, каждая такая поломка - это репутационные потери самой "Укрзалізниці". Так что лучше бы их не было вообще.
По словам Василия Шевченко, причина поломок очевидна: рельсовые автобусы были выпущены на маршрут без опытной эксплуатации.
- Раньше они работали на разных направлениях - Харьковской, Львовской и других железных дорогах, но на этой дороге не эксплуатировались, а следовательно, не было возможности посмотреть, насколько они работоспособны на новом маршруте и как себя ведут в условиях реальной эксплуатации, - говорит эксперт. - Поэтому частые поломки вполне ожидаемы - так всегда получается, когда все хотят сделать очень быстро.
Злопамятные соцсети тут же вспомнили злополучные "Хюндаи", которые ломались так часто, что "УЗ" их приходилось даже снимать с эксплуатации.
Эксперты поясняли, что главная причина не слишком удачного начала работы корейских поездов в Украине заключается в том, что компания Hyundai имеет опыт работы с колеей 1435 мм. Кстати, таких путей в мире порядка 60%, и в основном они построены в ЕС, Юго-Восточной Азии – то есть странах с относительно теплым климатом. В Украине же ширина колеи составляет 1520 мм, и у корейцев здесь нет должного опыта – на наш рынок они поставили совершенно новую модель. По-хорошему им нужно было несколько лет опытной эксплуатации, но этого времени не было, ведь поезда торопились запустить под Евро-2012.
Более того: Hyundai пустили в том числе и на Донбасс, где традиционно большой грузооборот, который, в свою очередь, вызывает деформацию колеи. И это тоже не способствовало надежности корейских поездов. Прибавьте сюда изношенность контактной сети, другие железнодорожные технологии (только токоприемники меняли несколько раз) и становится очевидно, что у Hyundai было крайне мало шансов показать себя с хорошей стороны без должной подготовки.
Как резюмировал Василий Шевченко, соцсети сравнивают экспресс на Борисполь с "Хюндаями" не зря. Конкретные причины поломок могут быть разными, а глобальная причина - одна: слишком сильная спешка и очень короткий период опытной эксплуатации.