Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
Загрузить еще

Отпуск в Норвегии: дойти до Языка тролля и не разориться

Фото: Флаг Украины на Языке Тролля. ФОТО: автора

"Отдохнуть у моря можно и зимой, а вот исследовать север в снежное время года – безрассудно и еще дороже, чем летом", - подумали мы и купили билеты в Норвегию на июнь. Прости, купальник, на речку сходим.

Дорога

Улететь в Осло из Украины без пересадки нельзя, поэтому пришлось подбирать и состыковывать рейсы двух компаний. Вариантов немало, но с остановкой в Вильнюсе нам понравился больше всего: во-первых, до литовской столицы можно долететь из Киева за полторы тысячи гривен за каких-то полтора часа, во-вторых, из Вильнюса самолеты ирландского лоукоста приземляются в главном аэропорту, от которого до города рукой подать. Дополнительным плюсом этого выбора стали выходные в Литве. Кстати, до Вильнюса можно доехать и на автобусе – цена где-то та же, но по времени – сутки. Билеты на самолет мы купили за 4 месяца (1752 грн в две стороны), за 2 месяца успели выхватить самые дешевые билеты на поезд (1720 в обе стороны), а за автобус платили непосредственно наличкой при посадке. (1200 гривен). Итого, дорога нам обошлась в 7240 гривен.

Язык

Норвежцы в этом плане нация идеальная – от бабушек до малых детей в больших городах и скромных поселках знают английский, хоть между собой общаются на норвежском. Сказать, что норвежский сложный – ничего не сказать: для нашего человека нечитабельно и ничего не понятно.

Маршрут и особенности трекинга

Мы решили начать свое знакомство с Норвегией с одного из самых популярных здесь мест – Языка тролля. С Осло доехали до городка Восс (расположен на северо-западе страны) на поезде, а с него автобусом в город, расположившийся у фьорда Хардангер, Кинсарвик. Приехали туда в полночь, долго не думали, стали на ночлег у парковки супермаркета с одной стороны и фьорда с другой. Кемпинг тут любят и уважают, но по законам размещаться на частной территории нельзя., Зато в 20 метрах от нее – пожалуйста, также есть зоны, в которых стоят знаки, мол, палатки не ставить – если заночевать там, можно попасть на штраф. Утром вышли на маршрут. В Норвегии трекинговые тропы размечены, но странно: если, например, у нас в Карпатах все маршруты обозначены разными цветами или их сочетаниями, то в норвежских горах нужно искать красную букву "Т", которой обозначены все пути. Мы еще в Украине скачали трек, по которому пойдем, но в один из дней как-то доверились тропинке и маркировке, в итоге заблудились. Потом, конечно, нашлись, но теперь всем советуем не лениться сверяться с GPS. Еще один момент – указатели на развилках: ни слова по-английски, а также не указан километраж. На пути от Кинсарвика на Язык есть три приюта, где можно остановиться.

То, что мы сделали правильно, и не пошли на Язык в первый день, стало понятно, когда начался спуск непосредственно с Языка тролля в поселок Тусседаль: 13 км хоть с не очень, но крутыми подъемами – испытание не для слабаков. Под конец – серпантин по асфальту, где туристам путь на машинах заказан, но если заплатить на КПП сумму, равную 2100 гривен, то вас пропустят, и вы сохраните 3 часа подъема. Если пойдете на Язык из Туседаля, запаситесь терпением, трекинговыми палками и оденьтесь по погоде: на 9-м км стоит домик спасателей, и, если парню в ярко-оранжевом жилете не понравится, как вы одеты, пройти последние 4 км до Языка он вам не разрешит.

В Норвегии без троллей никуда. Но сувениры "кусаются": даже небольшая статуэтка - 1288 гривен. Фото: автора

Цены

- Всего 300 евро меняете? Это на шестерых? – улыбалась смущенная сотрудница обменки.

"Знали бы вы, девушка, что это 6 минимальных пенсий украинской бабушки, улыбались бы меньше", - подумалось, но не сказалось.

Если в Литве экономического дискомфорта не чувствовалось вовсе, то в Норвегии среднестатистический украинец почувствовал себя не просто бедным, но нищим. Хорошо еще, что недостающий провиант мы докупили в Вильнюсе.

В Норвегии решили тратиться только на передвижение и газ – здесь разжигать костры запрещено, чревато огромным штрафом. Баллоны можно купить в торговом центре недалеко от ж/д вокзала, за три штуки мы отдали 830 гривен.  Прогуливаясь по городу, посмотрели на фаст-фуд: пицца или тарелка сырного супа – 450 гривен, хот-дог – 210 гривен, бокал пива – 175 гривен, маленький "баунти" – 60 гривен, вегетарианская тарелка в кафе – 647 гривен. Жить, конечно, можно, но не долго. Сувенирная продукция разнообразная: магнитики по 175 гривен, открытки по 31, небольшая статуэтка тролля – 1288 гривен, примерно столько же стоит и остановится в горах в приюте за одно койко-место. Туалет на вокзалах тоже платный – без 40 гривен и не подходи.

Погода

К концу похода мне показалось, что я вывела формулу норвежской погоды: если днем льет, то ночь будет тихой, если днем солнце, то ночью жди бури, но погода в горах – барышня без логики, все мимо! К слову, верить официальным прогнозам норвежских синоптиков даже на плато тоже не стоит: когда мы ехали, нам обещали минуса и штормы, но если в шторм мы попали дважды-трижды, то температура ниже +7 не опускалась. В целом, июнь в горах Норвегии приятный – цветы цветут, снега сходят…

Непредвиденные траты или доверие по-норвежски

Один из штормов застал нас врасплох – ветер был такой силы, что сдвинул мои 60 кг с места, казалось, что я сейчас взлечу, и все это под проливным дождем. Спать мы рассчитывали все ночи в палатках. Но зашли в приют и поняли – до утра на улицу ни ногой! Приюты в горах Норвегии очень продуманные, там есть все – от крыши над головой и койки до еды. Все на доверии, управляющего в доме нет: пожил, будь добр оставить данные банковской карты в сейфе, а в форме укажи, сколько денег списывать. Одна ночь стоит порядка 1200 гривен.

Удивило

Белые ночи

То, что с ночью будет подвох, мы поняли еще в Вильнюсе – как-то подозрительно долго у них не темнеет, да и темнота по итогу какая-то светлая.  В Норвегии это почувствовалось сильнее, особенно в горах – что 10 утра, что 11 вечера!

Железная дорога

"Поезд сломался, дальше не едет, пересаживайтесь в автобусы", - сказали нам при возвращении в Осло. До этого, когда мы ехали из аэропорта, вагоны также не смогли тронуться. У нас хоть поезда не такие новые, но хоть с опозданием, но довозят.

Туннели через горы

Пока у нас радуются открытию Бескидского тоннеля в Карпатах, в Норвегии автомобилисты гоняют под горами только так – там даже перекрестки и круговое движение есть.

Водопады

Маршрут из Кинсарвика к Языку тролля лежит через долину водопадов Хьюседален – там их 4, они огромные и очень громкие. Прогулку вдоль всех 4 можно устроить в качестве похода на один день, если будете в районе Бергена.

Радуги

Норвегия – страна радуг! Их мы здесь встречали повсеместно, утром, днем и даже ночью! Ужинали ли вы под сочной огромной радугой из соседнего озера? Нет? Вам в Норвегию!

Язык тролля

Честно сказать, после той красоты, которую мы видели, я боялась, что Язык тролля будет не таким уж и интересным, но в жизни он такой же невероятный, как и на фото – дух захватывает. Поговаривают, что в хорошую погоду и высокий сезон, люди в очередях стоят, чтобы их ноги ступили на самую знаменитую скалу в Норвегии. Нам повезло: в день, когда мы дошли до цели, был шторм, погода менялась каждые 15 минут – то все затягивало туманом, то поливало дождем, то ветер норовил сдуть гостей Тролля в пропасть. Иными словами, в очереди мы не стояли. Интересно, что рядом с большим "языком", есть маленький, и с него открывается вид на водопад, летящий в пропасть. Со стороны кажется, что человек, который сейчас на знаменитой скале, вот-вот сорвется, но, когда сам ступаешь на эту каменюку, тебя охватывает невероятный покой, уходить с Языка тролля не хочется – синева озера Рингедалсватн, зелень, водопады и ты…

В долине Хьюседален четыре огромных и очень шумных водопада. Фото: автора

Ложка дегтя

Как нас в нелегалы записали

Испортить впечатления от Норвегии не смогли ни дожди, ни цены, но сотрудницам нашей авиакомпании в аэропорту это удалось. Подхожу к стойке регистрации с паспортом и посадочным, протягиваю документы. Девушка очень пристально изучает мою биометрику.

- А виза ваша где? – спрашивает.

- Нет у меня визы, - спокойно отвечаю я.

- Но у вас должна быть виза для посещения Норвегии, - не унимается она. – Гражданам Украины нужна виза.

- Нет, не нужна, - улыбаюсь.

Мой паспорт изучается от корки до корки еще раз, в это время я рассказываю о безвизе, чувствуя себя человеком страны третьего, а то и четвертого мира. Девушка не верит – не положено, звонит кому-то из охраны. За соседней стойкой тот же разговор происходит с моей подругой, правда, там женщина уже бросается словами "нелегал", "незаконное пересечение границы" и так далее. Аргумент подруги  в лоб: а как же мы тогда въехали, если летели через этот же аэропорт, - остается не услышанным.

- А нет, все хорошо, они проверили дважды, украинцы могут ездить в Норвегию без визы, - сообщает после звонка девушка коллеге.

За нами собирается большая очередь. То, что наше право путешествовать по Норвегии, пришлось проверять целых два раза, обидно, зато, наверняка, девушки запомнят, что такое безвиз, и придираться к украинцам из-за своего невежества больше не станут.