В Украине собирают подписи под петицией в защиту одесского моряка Андрея Новичкова. Мореплаватель находится в иранской тюрьме по обвинению в убийстве. За преступление, которое, по словам Андрея, он не совершал, ему может грозить смертная казнь.
33-летний Андрей ходит в море уже десять лет. В этот раз помощником капитана устроился на судно Arezoo под иранским флагом. В январе 2017 года, когда судно находилось в Южно-Китайском море, случилось несчастье. Покончил с собой младший рядовой матрос Мухаммед Бахранпур. По рассказам Андрея, он выпрыгнул за борт. При этом одессит оказался свидетелем этого инцидента и последним, кто видел Бахранпура живым. Масла в огонь добавило еще и то, что он был единственным украинцем на судне, и мусульмане тут же повесили на него всех собак. Новичков настаивает: это был суицид.
Впрочем, выглядит все более чем подозрительно. Ведь перед несчастным случаем погибший успел поругаться с Андреем – из-за того, что тот сделал ему замечание. Мухаммед, дескать, даже пытался ударить одессита.
- Я пошел закрыть дверь в офисе, а когда шел обратно, увидел, как матрос выпрыгнул за борт, - говорит Андрей. – После этого я быстро оповестил капитана и экипаж, дежурных на мостике, организовал поисковые работы.
Тело не удалось найти даже на третьи сутки. Поскольку матрос оказался в море всего в пяти метрах от винта, то шансов выжить у него практически не оставалось.
Андрея арестовали 11 февраля в присутствии работодателя - иранской транспортной компании Kish Dhipping Line Manning Company. Причем для самого моряка это стало абсолютной неожиданностью, так как ранее никаких претензий ему не предъявляли. Работодатели не обмолвились и словом, когда везли его на суд. Сказали, что, мол, едут в аэропорт, чтобы отправить его домой. Доказательств тоже никаких не предъявляли.
- Мне пообещали, что если я признаюсь в убийстве, то меня оштрафуют и депортируют в Украину, - рассказал Андрей. – Но я отказался, после чего и попал за решетку. Причина – погиб мусульманин, и христианин, попавший в мусульманский мир, должен за это платить.
Поначалу моряк оставался без связи и не мог даже обратиться за помощью к адвокату. Но спустя какое-то время его перевели в колонию общего режима. После того как одессит провел полгода в заключении, его выпустили под подписку о невыезде благодаря поручительству консула.
Сейчас решается вопрос о том, чтобы подобрать для украинца жилье, так как из СИЗО его уже выпустили.
- Некоторое время он жил в хостеле, но как сложится его дальнейшая судьба, пока непонятно, - отметили в одесском фонде помощи морякам "Ассоль". – Средств у одессита нет, последние деньги он выложил за услуги адвокатов. На работу в Иране его не берут из-за мнимой судимости. И даже в транспортной компании отказались платить зарплату, дескать, он не отработал свой контракт.
Из родственников в Украине у Новичкова осталась только бабушка Елена Вирановская. Мать тяжело болела и умерла, не дождавшись сына, пытавшегося заработать ей на лечение, из рейса. Одессита поддерживают консул Украины в Иране, представители Министерства внутренних дел в Иране, в сообществе украинцев в Тегеране. А друг Николай Олесов организовал помощь в соцсетях. Кроме того, знакомые опубликовали Петицию на официальном интернет-представительстве президента Украины и собирают подписи для того, чтобы на нее отреагировали власти.
- Андрей – абсолютно честный человек, - говорит Николай. – Притом что он мог сойти на берег еще в Китае, он спокойно продолжал выполнять его обязанности.
А в благотворительная организация "Фонд помощи морякам "Ассоль" отметили, что идут переговоры о том, чтобы обменять Андрея на гражданина Ирана, задержанного в Украине. Но пока приговор еще не вынесли, а не так давно в деле поменялся следователь. Новому следователю нужно еще три месяца, чтобы ознакомиться с материалами.
- Несмотря на то, что родственники погибшего отказались от каких-либо претензий, ситуация остается непростой: наш консул не имеет права вмешиваться в иранскую судебную систему, - говорит аналитик БФ "Ассоль" Андрей Шевченко.
Эмигранта, который четыре года прожил в Украине, российские спецслужбы собирались силой доставить на родину.