В общество подкинута новая дискуссия: не пора ли нам реформировать… светофор! Такую идею озвучил в Фейсбуке замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк. Информируя о создании правительственной комиссии по расследованию ДТП в Кривом Роге, он заодно сообщил, что ведомства - Мининфраструктуры, МВД, Нацполиция, Укравтодор, Укртрансбезопасность - будут отрабатывать вопрос об отмене желтого сигнала. С этим злом, дескать, связаны все последние резонансные аварии и многие страны мира от него отказываются. Вот и нам следует оставить только красный и зеленый цвета.
У свежей мысли всегда есть сторонники и противники. В данном случае вторых оказалось больше. Скептики даже заподозрили, что правительство собирается повсеместно менять светофоры вместо ремонта ухабов на трассах и реконструкции дорожной инфраструктуры. Но есть и такое мнение:
- Не помню, чтобы мне при проезде перекрестков желтый сигнал светофора в чем-то помогал. А при заторах он реально мешает, так как при включении со всех сторон на перекресток лезут машины, - написал один из пользователей Фейсбука. - И желтый точно не эффективен и даже опасен, когда на него на перекрестке пытаются проскочить "торопыги" с обеих сторон.
Известный эксперт по безопасности дорожного движения Владимир Караваев подтверждает, что такая проблема есть.
- Не каждый водитель отдает себе отчет, что желтый - это запрещающий сигнал. Тот, кто ждет после желтого зеленый, заранее начинает движение, а тот, кто красного, надеется перекресток проскочить. Так происходят столкновения, - констатирует Владимир Караваев.
Первые электрические светофоры были установлены в США в 1914 году. Они имели только красный и зеленый сигналы. Трехцветные появились шесть лет спустя. И не просто потому, что кому-то захотелось разнообразить палитру.
- Между запретом и разрешением на движение должен быть промежуток - чтобы водитель успел среагировать, чтобы учесть тормозной путь автомобиля, - говорит Владимир Караваев. - Поэтому нужно ставить вопрос не об отмене желтого сигнала, а о новых алгоритмах работы светофоров. В Киеве на нескольких перекрестках, где часто случались ДТП, уже проводится эксперимент: на светофоре во всех направлениях на три секунды включается красный свет. И этого достаточно, чтобы избежать аварийных ситуаций.
По словам Караваева, в европейских странах светофоры работают в разных режимах - в зависимости от особенности участков. И от желтого цвета никто не отказывается. Тут замминистра слегка ошибся.
По мнению адвоката Вадима Володарского, который специализируется на ДТП, отмена желтого сигнала приведет к увеличению аварийности и заторам, поскольку водители не будут успевать покинуть перекресток. Желтый как-никак дает такой шанс. Есть еще один важный момент, не учтенный реформаторами: безопасность пешеходов.
- Для пешеходов желтого нет. Он загорается для автомобилей, когда на переходе еще горит красный. Водители должны либо затормозить раньше, чем пешеходы начнут движение, либо успеть проехать переход, - отмечает эксперт.
А по большому счету, дискуссия просто не имеет смысла. Украина является членом Венской конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах, изданной в 1968 году. Если Украина решит упразднить желтый сигнал, станет первой как минимум на европейском континенте страной, нарушившей эти конвенции. И тогда страны ЕС, а также Беларусь, Россия, Молдова не будут признавать украинские водительские права.