21 декабря
Загрузить еще

"Мы вас пока запишем в тетрадку" - как журналисты "КП" искали себе семейных врачей

Фото: Пациент может выбрать любого доктора, вне зависимости от места жительства. Фото: Оскар Янсонс

Второго апреля официально стартовала кампания по подписанию деклараций с семейными врачами. Развернулась она поэтапно, по мере готовности каждого медучреждения и области. Спешить особо некуда - кампания по поиску "семейника" не имеет сроков завершения. Как все происходит в первый день, выяснили наши корреспонденты.

Компьютера нет. Всех записывают в тетрадку

- У нас на три села одна поликлиника и две амбулатории, - сокрушается моя соседка по очереди под кабинетом потенциального семейного врача. - Я живу под Киевом, поэтому первым делом решила проверить свою поселковую больницу.

- Терапевтов тут тоже трое, - продолжает моя собеседница. - Один врач - более-менее адекватный, вторая - мадам пенсионного возраста, которую в селе называют "калинка-малинка-пуховый платок" из-за методов терапии. Еще есть девочка, которая пришла сразу после интернатуры и боится сделать лишнее движение из-за неопытности. Хочешь не хочешь, приходится выбирать из того что есть.

В очереди человек десять, и все пришли подписывать договор. Люди торопятся, кто-то распустил слух, что единственный врач, к которому не страшно записываться, так как он разбирается в современных методах лечения и может прописать что-то кроме "проветривания, постельного режима и обильного питья", начал свою собственную агитационную кампанию задолго до старта официальной и старается брать пациентов, которые живут подальше. 

На наш вопрос "а зачем?" очередь компетентно отвечает: таким образом он может уходить с работы уже в обед. Дескать, поехал по вызовам. И не сидеть до конца рабочего дня в амбулатории. Логики в этом нет никакой, но люди рисковать не намерены, вот и пришли пораньше.

В кабинете врача нам буквально с порога сказали, что пока к электронной системе здравоохранения не подключились.

- Мы бы и рады. Люди идут уже две недели, боятся, что не успеют. Но в Киевской области еще многие больницы и амбулатории не подключены, - развела руками медицинская сестра. 

Она предлагает альтернативный вариант: записать все данные и телефон в "специальную тетрадочку, откуда ничего не пропадет", и как только система заработает, она тут же позвонит и позовет на подписание договоров. 

Может, поищете кого-нибудь поближе?

В столице в отличие от области народ не спешит разбирать семейных врачей. В поликлинике на Подоле утром я была, наверное, единственным желающим. В холле на удивление пусто

- Вы уже выбрали врача? - вежливо улыбается девушка в регистратуре. - Вы можете посмотреть на наших докторов тут же, на плазме, которая в холле висит. Если вы не знаете никого из них - запишитесь на консультацию к каждому, посмотрите в глаза, задайте вопросы, которые вас интересуют. Подумайте, кто из них вам больше всех нравится, дипломы показать попросите. После этого - к нам с паспортом, кодом из налоговой и телефоном. Телефон брать обязательно - на него SMS с подтверждением удачной регистрации придет. И после этого вы можете приходить на консультации, вызывать на дом, брать направления к другим специалистам. 

Но все ее настроение улетучивается, когда выясняется, что я зарегистрирована в области. Девушка разводит руками, мол, вряд ли мой семейный доктор сможет, да и захочет так далеко ездить на вызовы. Не будет ли проще поискать кого-то поближе? В общем от ворот поворот.

Вежливо выставил за дверь 

Консультативно-диагнос­ти­ческий центр в Киеве к системе "Врач для каждой семьи" оказался подключен. Но атмосфера с утра здесь самая обычная. Ни тебе шариков, ни "добро пожаловать", ни толпы семейных врачей, ловящих в объятия пациентов. Отстояв очередь в регистратуру, я назвала фамилию доктора, о котором слышала хорошие отзывы, и отправилась под кабинет. Проведя минут сорок в компании пенсионеров (старт реформы совпал с днем, когда выписывают бесплатные рецепты), я наконец распахнула дверь и торжественно заявила, что готова подписать декларацию. Реакция человека в белом халате слегка обескуражила.

- Но вы же совсем меня не знаете! - воскликнул доктор, глядя на меня с удивлением и немножечко даже страхом.

- Мне вас рекомендовали, да и вы молодой, симпатичный, - пытаюсь немного польстить. 

- Ну, это да, - откликается доктор на комплимент. И тут же возвращается к прежнему: - Но вы же меня совсем не знаете! И вот что: если вы не с моего участка, то у меня есть отдельное условие, я имею на это право: вызов на дом будет стоить 200 гривен. 

Вот оно, оказывается, как. Если выбранный доктор не участковый, он может ставить условия, а участковый - нет. Но раз пришла, то пришла... 

- Так мы будем с вами составлять декларацию? - снова переспрашивает врач, поглядывая на мой паспорт так, будто боится взять его в руки. - Вообще-то у меня уже есть 500 человек. 

- И со всеми успели "расписаться"? 

- Нет, вы - первая, - признает терапевт и пытается подхватить шутку: - Так будем жениться? 

Вводит в компьютер данные, коверкает мою достаточно легкую фамилию, вытирает, вводит снова. И вот остается последний клик… 

- Еще должен у вас спросить: будем подписывать?

- Нет, - ломаюсь я. - Вы же во мне совсем не заинтересованы. 

Доктор выдыхает с явным облечением - дошло, наконец, до дурочки. И даже суровая медсестра, все время смотрящая недобрыми глазами, начинает улыбаться.   

Мы вежливо прощаемся, хотя ощущение на душе, как у кошки-приблуды, которую вышвырнули за дверь. Отказать в обслуживании доктор не имеет права - это так, но ведь и насильно мил ему не станешь. И потом: если деньги действительно ходят за пациентом, как обещала Ульяна Супрун, то явно не те или не такие, чтобы соблазнить ими хорошего специалиста.    

На мониторе можно почитать данные кандидатов и определиться с выбором.
Фото: МАКАРЕНКО Виктория

Важно!

Не могут отказать пациенту

Как объяснили в Минздраве, врач должен подписать договор с пациентом даже в том случае, если человек проживает за пару десятков километров от места, где работает доктор. Исключением является систематическое невыполнение больным медицинских предписаний. Либо если доктор уже набрал максимальное количество пациентов. Семейный врач может подписать 2000 деклараций с пациентами, терапевт - 1800, а педиатр - 900. 

Кстати, врач самостоятельно решает, оказывать ему медицинские услуги на дому пациента или нет. Если пациент проживает в другом конце города, а врач очень загружен, то медик может проконсультировать по телефону. Но и за выезд на дом врач не может требовать с пациента какие-либо деньги. 

В критических случаях в Минздраве рекомендуют вызывать скорую помощь. 

Синий щит указывает: здесь есть семейные врачи.
Фото: МАКАРЕНКО Виктория

В тему

Крутые клиники в деле не участвуют

В двух известных киевских частных клиниках нашу идею найти тут себе семейного бесплатного врача восприняли, мягко говоря, со скепсисом. 

- Наши специалисты участия в подписании договоров не принимают. Уровень не тот, цены не те. Не выгодно, - объяснила девушка на ресепшене. И предложила либо ознакомиться с прайсом на услуги специалистов клиники, либо отправляться в государственное медицинское учреждение.