Нобелевскую премию по химии 2017 присудили Жаку Дубочету (Швейцария), Йоахиму Франку (США) и Ричарду Хендерсону (Великобритания). Нобелевский комитет отметил их работу по разработке криоэлектронной микроскопии.
Работа ученых позволила быстро замораживать биомолекулы для того, чтобы увидеть их структуру. Также они смогли заморозить их в середине движения. Это позволило впервые визуализировать процессы, которые никогда ранее не видели.
- Это является решающим как для базового понимания химии жизни, так и для развития фармацевтических препаратов, - отмечается в пресс-релизе Нобелевской премии.
Электронные микроскопы долго считались пригодными только для изображения мертвого вещества. В 1990 году Ричарду Хендерсону удалось использовать электронный микроскоп для создания трехмерного изображения белка с атомным разрешением. Йоахим Фрэнк применил эту технологию в целом.
|
Жак Дубочет добавил воду к электронной микроскопии. Ему удалось остекловать воду - он так быстро охлаждал ее, что она затвердевала в своей жидкой форме.
- За последние несколько лет научная литература была заполнена изображениями всего - от белков, которые вызывают устойчивость к антибиотикам, до поверхности вируса Зики, - отмечается практическое значение работы ученых.
В 2016 году премию получили ученые из США, Франции и Нидерландов. Они удостоились награды "за моделирование и синтез молекулярных машин". Речь идет о молекулярных машинах в 10 нанометров, это в 1000 раз тоньше человеческого волоса.
5 октября станет известен лауреат премии по литературе, 6 октября – премии мира. 11 октября назовут лауреата Нобелевской премии по экономике.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Наномашины и нанороботы могут выйти из-под контроля и уничтожить людей.