Каким будет 2017 год по версии Андрея Себранта: 6 технологий

Каким будет 2017 год по версии Андрея Себранта: 6 технологий

Андрей Себрант. Фото: facebook.com/asebrant

Какими станут наши технологические реалии в 2017 году? Что нового нас ждет и будут ли революционные изменения рассказал директор по маркетингу сервисов "Яндекса" и автор Telegram-канала TechSparks Андрей Себрант. По его мнению, в следующем году будет 6 ключевых изменений, пишет издание vc.ru.

1. Внедрение машинного интеллекта и машинного обучения

2017 год в первую очередь будет нас постоянно радовать (а иногда и ошеломлять) результатами применения машинного обучения и машинного интеллекта в самых разных областях.

Применения обещают быть столь разнообразны, что придется перейти к использованию обобщающего термина "когнитивные технологии". Он описывает технологическую реализацию процессов, которые мы привыкли приписывать мозгу: распознавание речи, звуков, изображений, видео и даже смыслов, синтез речи и визуальных объектов, задачи классификации и прогнозирования в широком смысле.

Например, станет более заметно исчезновение языковых барьеров при общении в реальном времени за счет резкого улучшения качества синхронного перевода для все большего числа языковых пар.

Применения машинного интеллекта сделают многие компьютерные и мобильные игры интереснее и неожиданней, будут помогать чат-ботам и сервисам-ассистентам завоевывать миллионы новых пользователей, а любители смогут легче создавать художественно выглядящие фото и видео даже с помощью недорогих смартфонов. Обработанные (а подчас и созданные) нейронными сетями аудио- и видеопроизведения из экзотики станут рутиной: в озвучке, в рекламной графике, в видео.

С технологической точки зрения бурный и массовый расцвет когнитивных технологий будет основан на open-source-решениях, API и облачных сервисах: этот комплекс делает сложные и дорогие в полной разработке решения массово доступными для стартапов и бизнеса любого размера.

2. Роботизация умственного труда

Появятся и будут множиться примеры использования алгоритмов на традиционно человеческих рабочих местах. Начало будет выглядеть как избавление от рутинной и регламентированной работы (например, оператора колл-центра), но достаточно быстро мы увидим, как самообучающиеся алгоритмы станут трудиться вместе с людьми, чья работа основана на многолетней практике классификации объектов или сигналов.

Это и лаборанты, расшифровывающие различные анализы, и технологи на предприятиях с накопленными цифровыми архивами процессов, и медиапланеры в рекламной индустрии. Как сложатся роли и разделение труда в таком коллективе умных машин и опытных людей, мы увидим уже в последующие годы.

3. Высокотехнологичная медицина

Технологии для медицины и здоровья начнут завоевывать массовый рынок, хотя скорость процесса будет сильно разниться от страны к стране.

Этому поможет развитие сразу нескольких вещей. В первую очередь, это софт, и здесь тоже не обойдется без когнитивных технологий. Во-вторых, это "железо", и похоже, именно измерения каких-то параметров здоровья оказались единственной причиной для многих людей покупать умные носимые устройства: часы, браслеты, медальоны и так далее. В-третьих, это совершенствование законодательства, что особенно важно для нашей страны.

Технологии позволят сделать модные и популярные практики заботы о своем здоровье (от бега и фитнеса до медитаций и различных практик осознанности) информационно насыщенными, увеличить вовлечение и азарт - а эмоциональная потребность в устройстве или приложении всегда эффективнее рациональной потребности. Помогут и специализированные устройства, предназначенные для отслеживания состояния людей, страдающих конкретными заболеваниями и улучшающие качество жизни этих людей своевременными советами, предупреждениями - и тревожными сигналами в острой ситуации.

4. Дополненная реальность

Дополненная реальность будет становиться все более популярным интерфейсным решением для мобильных приложений и наконец на рынке появятся долгожданные устройства для работы с ней. Это сделает более привлекательными развлечения, более комфортной нашу жизнь, более совершенными и надежными многие технологические процессы в промышленности.

На ум приходит в первую очередь стартап Magic Leap и проекты некоторых больших технологических компаний США.

А вот виртуальная реальность, хотя и получит гораздо больше внимания (там много дорогого железа и огромные маркетинговые бюджеты), останется уделом своих стойких фанатов - до той поры, пока не справится с чисто физиологическими проблемами, которые сопровождают ее. И с проблемами портативности.

5. Технологии - это магия

Психология все больше будет определять облик технологических продуктов, а сами технологии при этом будут невидимой магией "под капотом". Третий закон Кларка "Любая достаточно развитая технология неотличима от магии" на самом деле описывает критерий успешности продукта: когда технологии через открытый код и API доступны всем, именно ощущаемое волшебство, простота и полезность продукта начинают определять его массовое признание.

При этом "умность" технологий для части людей оказывается пугающей, и чтобы дать им ощущение заботы и дружелюбности, а не бездушного машинного разума, нужно тоже помнить о психологии.

Например, дизайн уже помог сделать технологические продукты не только инженерным достижением, но и элементом окружающей нас эстетики. В случае интерактивных приложений, правда, придется работать чем-то сильно большим, чем традиционный UI.

Хорошо ли, если голос персонального ассистента неотличим от человеческого? Или он должен тембром напоминать, что ты говоришь с машиной, пусть и умной? Нужно ли в рекомендациях писать полную правду: "проанализировав 300 факторов вашего поведения в интернете, мы рекомендуем…", — или написать нечто нейтральное (но тоже правдивое): "поскольку ты любишь X, мы рекомендуем Y"?

Это, безусловно, интерфейсные вопросы, но вопросы не удобства и классической юзабилити, а как раз психологического комфорта в общении с самостоятельной интеллектуальной машиной.

6. Аддитивные технологии

Аддитивные технологии - это более корректное название самых разных устройств, называемых 3D-принтерами. Можно ожидать, что в 2017 году они начнут внедряться в разные отрасли промышленности (от строительной до медицинской) и менять сознание конструкторов и технологов, которые привычно сконцентрированы на ограничениях традиционных методах обработки материалов.

Например, такие методы часто не позволяют получить сложную трехмерную форму из единого куска, а любые соединения снижают прочность и усложняют технологический процесс, внося в него дополнительные операции. Аддитивные технологии позволяют получать цельные объекты очень сложных форм.

Персонализация и индивидуальные решения, к которым мы привыкли в цифровом мире, также начнут проникать в мир материальный, и отнюдь не в сегмент роскоши: это строительство, медицинские устройства и особенно протезы, автопром и электронные компоненты, а не только уникальные образцы скульптуры, обуви или украшений. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

7 самых потрясающих научных открытий 2016 года

Исследования, которые полностью меняют наше представление об окружающем мире.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях