Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Младшеклассников освободят от зубрежки

Младшеклассников освободят от зубрежки
Фото: В начальной школе необходимо заложить в детях самое важное - интерес к процессу обучения. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Главной изюминкой 2016-2017 учебного года станут новые программы для младших школьников. Почему реформы начали с самых маленьких? Да потому, что именно в начальной школе происходит самое важное! Растущий человек либо приобретает интерес к процессу обучения, либо вырабатывает иммунитет к педагогическому занудству, рассматривая дорогу к аттестату как необходимость, а не потребность для личностного роста.

Какие главные особенности новых программ, что нужно усвоить педагогам и на что обратить внимание родителям, "КП" в Украине" помогла разобрать главный специалист отдела содержания образования Минобразования Украины Алевтина ЛОТОЦКАЯ.

Задачка для учителя

С началом нового учебного года педагогам понадобится отказаться от некоторых стереотипов. Перестраиваться прежде всего придется любителям строго следовать расписанным по часам параграфам учебника.

- В программах для начальной школы больше не будет фиксированного количества часов на изучение одной темы, - рассказывает Алевтина Лотоцкая. - Учитель сам должен определить, сколько времени требуется детям, чтобы они поняли и усвоили ее.

При этом педагог должен оценивать уровень подготовки класса, учебно-методическую базу, особенности региона. А главное - реакцию самих детей. Если у них загораются глазки, целесообразно поговорить о заинтересовавшем предмете больше и глубже, зато сузить темы, которые не вызывают такого интереса.

Таким образом, учителя получат свободу и автономию. Главное, чтобы они сами были к этому готовы.

Каллиграфия без оценок

Для некоторых это сущая мука. Ну не дал Бог таланта выводить аккуратные буквы, а наградил другими дарованиями! Да и много ли пользы приносит красивый почерк в наш компьютерный век? Но это - между нами, взрослыми, говоря. Ребенок должен стремиться красиво оформить свою работу, так как это вырабатывает внутреннюю культуру. Но не обязан страдать и испытывать комплексы, если что-то получается не так хорошо, как у других.

- В новом учебном году, - говорит Алевтина Лотоцкая, - в требованиях к оцениванию решено отказаться от снижения баллов за каллиграфию.

Также решено снять в начальной школе оценивание по предмету "Я в мире" и трудовому обучению. По-прежнему не будут подлежать оценке физкультура, музыкальное и изобразительное искусство, информатика, основы здоровья.

Сколько будет 5 х 8, педагог пока не спросит

В математике акцент смещается с конечного результата на учебную деятельность. Люди обладают разными способностями к запоминанию, а значит, стричь всех детей под одну гребенку нельзя.

В программах для 1-2 классов сняты требования запоминать таблицы сложения и вычитания в пределах до 10 и 20, а также таблицы умножения и деления.

- Ребенок не должен зубрить. Он должен понимать логику действия - через примеры, решение задачек, наглядно воспринимать таблицы, - говорит Алевтина Лотоцкая. - В третьем классе таблицу умножения уже нужно будет знать на память. Это требование остается.

Из программы по информатике изъяли 11 устаревших тем. Оставшиеся переформулировали "живыми словами" - так, чтобы ребенок учился оперировать терминами в разговорной речи.

"Аэропорт" вместо "аэродрома"

К счастью, детям больше не придется читать текст на скорость, потея и заикаясь от волнения. Учителя должны приветствовать понимание текста, а не темп выбрасывания слов изо рта.

- Ранее в программе было очень много поэзии. В новой количество поэзии уравновесили с прозой. С детьми будут изучать академические произведения, а дома мы рекомендуем искать книги, которые заинтересовали бы ребят, - отмечает Алевтина Лотоцкая. - Но это не будет домашней обязаловкой ни по темам, ни по количеству прочитанного.

В программе по украинскому языку сняты такие трудные для младшеклассников темы, как условное обозначение слов или составление предложений по заданной схеме. Вместо этого учителя должны развивать у ребенка умение выражать свои мысли, отстаивать мнение, дискутировать.

Для учеников начальной школы осовременили словарный запас. В 1-м классе, к примеру, ввели слово "телефон", которое по старой программе, смешно сказать, изучали только в 4-м. Для четвертоклассников "аэродром", которого они в глаза не видели, заменили на "аэропорт".

Изменена программа также по музыкальному воспитанию. На выбор учителя добавлены произведения современных авторов и исполнителей. А такие малопонятные для детей творения, как "Симфония неизвестного автора 1-й половины XIX века" либо "Бігла кізонька топитися", убрали из репертуара.

Памятка для родителей: если педагог попросит вас купить нотную тетрадь, смело отказывайтесь. В начальной школе не изучают и не пишут ноты. Здесь должны учить детей воспринимать и любить музыку. 

КСТАТИ

О домашних заданиях

В первом классе вся наука заканчивается, как только за ребенком захлопываются школьные двери. Что в новой, что в старой программе домашние задания для самых маленьких не прописаны. Вот только во многих школах, оказывается, их задавали.

- А бывало и так, что родители сами звонили нам, требовали, чтобы детям давали задачки на дом, - говорит Алевтина Лотоцкая. - Это неправильно, после уроков ребенок должен отдохнуть, разгрузиться. Если уж очень хочется чем-то ребенка озаботить, можно поиграть в цифры или полистать вместе книжку. 

В ТЕМУ

Карандаш вместо ручки 

В родительской среде живо обсуждается вопрос: неужели правда, что первоклассников заставят писать карандашами? Правда, но не совсем. Речь идет не о том, чтобы заставлять, а о том, как ребенку удобнее. Считается, что если навыки письма не выработаны, карандаш - более мягкий и удобный инструмент. Кстати, и раньше никто не запрещал применять его на уроках. Есть школы, где для самых маленьких карандаши вводят решением педагогического совета. А есть учреждения, где считают целесообразным использовать перьевые ручки.

В Минобразования говорят, что принимать решение, и это будет записано в методичках, должен сам учитель - в зависимости от навыков и желания детей. Если ребенок в детском саду или дома уверенно научился выводить буквы ручкой, насильно совать ему карандаш не должны (родители, обратите внимание!). Если с грифелем малышу управляться сподручнее, переход к ручке будет постепенным.

Стоп красный цвет!

Педагогам в младших классах настоятельно рекомендуют отказаться от красной пасты при работе с детскими тетрадками. Этот цвет агрессии на подсознании ассоциируется у человека, а тем более у ребенка, с тревожным состоянием.

Интересно, что законодательными актами красная ручка в школах вообще не регламентирована, нет даже такого советского документа. Красные перечеркивания и правки - исторический выбор самих педагогов, желающих доминировать над учениками. От такого подхода надо отказываться.

Более спокойной и естественной будет зеленая либо фиолетовая ручка - на них и будут нацеливать учителей в новом учебном году. При этом, считают психологи, в первых классах, например по итогам уроков каллиграфии, разумно подчеркивать удачи детей, а не наоборот. Например, взять в зеленый кружочек правильно написанную букву, чтобы ученик видел пример для подражания, созданный своей же рукой. Ошибку лучше аккуратно подчеркнуть, но не перечеркивать беспощадно.