Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Во время суда в Нюрнберге Гесс симулировал потерю памяти

Во время суда в Нюрнберге Гесс симулировал потерю памяти
Фото: Суду были преданы 24 военных преступника. Фото: wikipedia.org

Начало беседы - в прошлый понедельник 11 июля.

ТЮРЬМА ДЛЯ НАЦИСТОВ

- Почему суд состоялся в Нюрнберге?

- Поначалу советская сторона настаивала на проведении суда в Берлине. Американцы называли Мюнхен. Выбор Нюрнберга связан с тем, что находящийся там Дворец правосудия во время боевых действий почти не пострадал. Большим преимуществом его оказалось то, что в одном крыле здания была тюрьма, отпадала нужда в перевозках обвиняемых.

Но были и проблемы. В разбомбленном городе нелегко оказалось разместить делегации союзников. Если из Великобритании, Франции и СССР ожидались группы в 20 - 25 человек, то США заявили о приезде 600 представителей, которые хотели жить с комфортом. Главный обвинитель от США Р. Х. Джексон поселился в огромном особняке с теннисным кортом и музыкальной гостиной, в которой стоял концертный рояль. За столом во время обеда могли разместиться 20 - 25 человек. Ездил этот американец на бронированном лимузине Гитлера и шикарном "Мерседесе" Риббентропа.

- А как разместили нацистских главарей?

- Сначала они содержались в американской тюрьме в селении Мондорф на границе с Люксембургом. А 12 августа 1945 года на двух транспортных самолетах их доставили в Нюрнберг.

Риббентроп к тому времени похудел и стал похож на узника концлагеря, Кейтель потерял в весе 15 килограммов, на прежде непомерно тучном Геринге кожа повисла складками... 

Рацион был скудным, контакты с миром ограниченны. В одиночной камере тюремного блока Дворца правосудия, площадь которой около 11 квадратных метров, на высоте среднего человеческого роста было окно, выходящее в тюремный двор. Окошечко в дверях было постоянно открытым - через него арестанту передавалась еда и осуществлялось наблюдение. В углу камеры был туалет, из мебели - кровать, жесткое кресло и стол. Разрешалось класть на стол семейные фотографии, бумагу, карандаши, табак и туалетные принадлежности.

Ложиться на койку арестованный обязан был так, чтобы его голова и руки всегда оставались на виду. Нарушителя сразу будили. Ежедневный туалет (бритье безопасной бритвой) совершал проверенный парикмахер из военнопленных под наблюдением охраны.

Камеры освещались снаружи для исключения возможности самоубийства электрическим током. Орудием смерти могли стать осколки стекла, поэтому в окнах были одни решетки без стекол и по помещениям гуляли сквозняки. Очки арестованным выдавались только на определенное время, на ночь не оставлялись ни в коем случае.

Начальник тюрьмы американский полковник Эндрус объявил, что жалобы на эти строгие меры приниматься не будут: "...Все протесты против условий вашего здесь содержания являются не только необоснованными, но и неправомерными. Ваше представление о собственном статусе ошибочно - вы не являетесь ни пленными офицерами, ни военнопленными... Вы представляете немногочисленную группу людей, которые... относились к международным договорам как к никчемной макулатуре и полагали, что их можно использовать лишь для собственной выгоды и безнаказанно нарушать, когда дело касалось народов "неарийской расы"..."

Во избежание попыток суицида были приняты дополнительные меры: вместо столов использовались картонные коробки, к окну разрешалось подходить не ближе чем на метр. Стулья в камеры ставили только днем. Если арестованный пользовался расческой, карандашом или очками, то при этом обязательно присутствовал надзиратель.

Впрочем, несмотря на все предосторожности, одному из обвиняемых, Роберту Лею, все-таки удалось покончить с собой...

Здание Дворца правосудия в Нюрнберге было выбрано для трибунала потому, что в одном его крыле была тюрьма. Надзиратели следили за каждым подсудимым. Фото: Предоставлено издательством "Просвещение"

ГЕРИНГ ПИТАЛ СТРАСТЬ К НАРЯДАМ

- Зал на третьем этаже нюрнбергского Дворца юстиции, где вершилось правосудие, выглядел строго и даже мрачновато. Это было сделано специально. Помпезные люстры, которые раньше украшали помещение, заменили на обыкновенные светильники. В отделанном темно-зеленым мрамором помещении все окна были плотно зашторены, дневной свет в зал не проникал.

На возвышении был расположен стол для судей, за ним - большие государственные флаги СССР, США, Великобритании и Франции. Уровнем ниже - секретариат, еще ниже - стенографистки, столы сотрудников прокуратуры - справа, за ними размещалась пресса.

Скамья подсудимых находилась слева от входа. Герман Геринг, "наци № 2", занимал самое видное место - в первом ряду справа. Рядом с ним расположился Рудольф Гесс, до 1941 года - третье лицо в фашистской иерархии. В 1941 году он полетел в Великобританию, чтобы убедить британцев заключить мир с Третьим рейхом, оказался в плену и уже после войны был передан Международному военному трибуналу. На суде он демонстративно читал пасторальные новеллы. Далее - министр иностранных дел ­Иоахим фон Риббентроп. Рядом - начальник штаба верховного командования вермахта Вильгельм Кейтель и создатель "расовой теории" нацистов Альфред Розенберг. Затем - один из главных организаторов масштабного террора в отношении польского и еврейского населения Польши Ганс Франк. Рейхсминистр внутренних дел Германии Вильгельм Фрик. Идеолог расизма Юлиус Штрейхер. Нацистский министр экономики, президент Рейхсбанка Вальтер Функ. Один из организаторов военной экономики нацистской Германии Ялмар Шахт.

Во втором ряду - главнокомандующий военно-морским флотом нацистской Германии Карл Дениц, гросс-адмирал Эрих Редер, гауляйтер Вены Бальдур фон Ширах, организатор использования населения захваченных территорий в качестве рабов в Германии Фриц Заукель, начальник штаба оперативного руководства верховного командования вермахта Альфред Йодль. Дипломат Франц фон Папен. Правитель Австрии, оккупированных Польши и Нидерландов Артур Зейсс-Инкварт. Рейхсминистр вооружений и военного производства Альберт Шпеер. Обергруппенфюрер СС Константин фон Нейрат. Правая рука Геббельса Ганс Фриче.

За их спинами и по бокам стояли американские военные в белых касках, вооруженные пистолетами в белых лакированных кобурах, в руках - белые дубинки. Броскую экипировку военной полиции дополняли белые пояса и гетры.

Впереди скамьи подсудимых располагались защитники в адвокатских мантиях.

Из нацистских лидеров выделялся, конечно, Герман Геринг. Рейхсмаршал в Германии, он был известен патологической страстью к нарядам. У него было тридцать мундиров, которые он придумал для себя. И на суде Геринг был одет необычно: серая куртка с желтыми кантами и золотыми пуговицами, с такими же кантами бриджи, заправленные в высокие сапоги. Он постоянно что-то писал, время от времени передавая листки через охрану своему защитнику. Иногда он отрывался от письма и что-то оживленно говорил Гессу. А тот изображал человека, потерявшего память. Порой мутным взглядом из глубоких, как норы, глазниц он обводил зал.

Окончание беседы в следующий понедельник, 25 июля. 

СПРАВКА "КП"

Стенограммы составили почти 40 томов

8 августа 1945 года, через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Потом к соглашению присоединились еще 19 государств, и трибунал стал с полным правом называться судом народов.

Процесс начался 20 ноября 1945 года и продолжался почти 11 месяцев. Суду были преданы 24 военных преступника, входивших в высшее руководство фашистской Германии.

Членами трибунала были назначены: от СССР - заместитель председателя Верховного суда СССР И. Т. Никитченко, от США - бывший генеральный прокурор Ф. Биддл, от Великобритании - главный судья лорд Дж. Лоренс, от Франции - профессор уголовного права А. Доннедье де Вабр. Советскую делегацию (правда, немного позже) возглавил Роман Андреевич Руденко, занимавший в то время пост прокурора Украинской ССР.

Стенограммы Нюрнбергского процесса составили почти 40 томов, содержащих 16 тыс. страниц. Заседания записывались на магнитную пленку и диски.

Все 403 заседания трибунала были открытыми. В зал суда было выдано 60 тыс. пропусков, в том числе часть из них получили немцы. Для представителей средств массовой информации была отведена бОльшая часть мест в зале заседаний - 250 из 350.

Новости по теме: История СССР