"Днем ментовского гнева" прозвали 13 ноября, когда на митинг перед зданием МВД вышли около двух тысяч сотрудников и ветеранов органов внутренних дел. И хоть организаторы акции сто раз подчеркивали, что она исключительно мирная настроения в толпе витали разные. Вплоть до захвата и погрома главного полицейского офиса. Правда, "радикальных ментов" было мало и умеренные их тут же осекали, дескать, от нас только и ждут провокаций. Новые акции назначены на 20 число – упраздненный День украинской милиции. Правда, состоятся они или нет, до конца не решено.
Аттестация или расправа
Организаторами воскресного митинга выступили профсоюзы, хотя глава Киевской областной профссобзной организации аттестованных сотрудников ОВД Игорь Задорожный не скрывает, что сделано это было по требованию простых работников милиции.
- Мы подготовили письмо на имя высшего руководства МВД с просьбой прекратить нарушения прав и унижения, которые допускают аттестационные комиссии, - говорит Игорь Задорожный. – Сейчас ждем официального ответа. В зависимости от него 16 ноября будем решать – выходить 20-го на новую акцию или нет.
По мнению нашего собеседника, то, что происходит в комиссиях, не является законной аттестацией.
- Аттестация – это сугубо оценка профессиональных умений, уровня соответствия занимаемой должности. Не может начальника управления уголовного розыска тестировать патрульный, прошедший три месяца обучения или представитель "Автомайдана", который хочет свести счеты. То, что сейчас происходит в комиссиях, это скорее психологические тесты, - говорит представитель профсоюзов.
В специальных группах в соцсетях участников акции – а это в основной массе следователи и опера рассказывают, что их вынуждают на коленях просить прощения у героев Небесной сотни, спрашивают, за чей счет куплен автомобиль и есть ли у жены шуба.
- Меня о шубе не спрашивали, но ощущение, что эти "комиссары" в гардероб готовы залезть, было. И в погреб к теще, - негодует Андрей, сотрудник столичной милиции. – А что я свою "Мицубиси" подержанной купил, что на ней за купленный на свои же деньги бензин по оперативным дела разъезжаю, им наплевать.
В свою очередь представители общественности, обсуждая "ментовскую акцию", откровенно злорадствуют: вы права людей нарушали, липовые дела шили, взятки брали, пытками признания выбивали, а теперь защиты требуете. Нет уж - страдайте, падайте, лижите людям сапоги!
- При том, что я поддерживаю коллег, понимаю и то, что поддержки у народа они не найдут, - констатирует ветеран МВД Александр Левицкий. – Разве только у своих родных, которые знают, что в этой коррумпированной системе выжить честному и чистому просто нельзя было.
|
Зачем проводили реформы
В свою очередь участники акции подчеркивают, что сами горой стоят за реформы - за независимость от мизерных зарплат, от гонки раскрываемости преступлений, прихотей начальства, бандитов, с которыми в связке местные власти. Вы не на колени, дескать, нас ставьте, а дайте подняться в полный рост!
- Но говорят, что старых хотят просто смести, а новых привести. В киевском главке протестные настроения особенно закипели, когда слухи дошли, что на руководящие должности примеряют среднее звено из МВД, а простых оперов заменят студентов-выпускниками, - делится Андрей из столичного главка. – Правда это, или нет, мы не знаем. Как и окончательных результатов этой чертовой аттестации. Те, у кого связи в министерстве или среди депутатов были, свой вопрос уже решил.
Начальник полиции Киевской области Вадим Троян оставил 7 декабря пост в "Фейсбук": "Иногда мне так хочется написать, что у меня на душе. Но понимаю, что большинство только и хотят услышать свою правду. Решил до конца года не заходить в интернет и на свою страницу". Подчиненныешепчутся, что он тяжело переживает происходящее, едва ли не готов писать рапорт об отставке и возвращаться в АТО.
- Трояна поставили, чтобы он проводил реформы. И он занимался этим весь год. У нас были очень серьезные люстрационные проверки – работала налоговая, служба внутренней безопасности, СБУ, психологи беседовали с людьми, - рассказывает Игорь Задорожный. – Более 400 сотрудников не были переведены из милиции в полицию. В том числе 17 руководителей районных звеньев.
Глава областного профсоюза не смог подтвердить, но и опровергнуть нашу инсайдерскую информацию: около 60% команды, которую сформировал Вадим Троян, тоже подлежит массовой зачистке.
Куда пойдет снайпер
Реакция МВД пока резкая и бескомпромиссна: Арсен Аваков порадовался "Фейсбук", что "нарыв вскрылся – будем действовать еще быстрее и решительнее!". Его советник Антон Геращенко объявил, что 40% старых кадров по Киеву и области наверняка не прошли аттестацию, а глава Национальной полиции Хатия Деканоидзе заявила: "Мы гордимся тем, что эти люди вышли на улицу. Это значит, что мы все делаем правильно и мы – на правильном пути".
Будут ли сделаны шаги навстречу протестантам? Поговаривают, что в некоторых комиссиях уже происходят замены, некоторые кандидатуры пересматриваются. В жернова революции попали люди со знаниями нескольких языков, без пяти минут кандидаты наук, женщины с маленькими детьми.
В бунты и погромы негодования "ментов" не выльются – все же небольшая это прослойка общества. Но сбрасывать со счетов, что это люди с юридическим образованием и, между прочим, оружием на руках тоже не стоит.
- Куда пойдёт работать снайпер, незаконно уволенный из МВД. Ему чуть больше 40, он в прекрасной физической форме, у него семья - трое детей и пожилые родители и ничего, кроме как стрелять, он делать не умеет?! – ставит резонный вопрос бывший глава Интерпола Кирилл Куликов.
Большинство, кто поддерживал и поддерживает реформы в МВД, не согласны с тем с нынешней аттестацией.
- Органы надо очищать, но говорить, что 80% там негодяи – нельзя. Во время люстрации из МВД уже были вымыты до 30% хороших специалистов, - говорит правозащитник Эдуард Багиров. - Сейчас почти развалили следствие, уголовный розыск парализован. Я боюсь, что скоро мои дети не смогут выйти на улицу из-за разгула преступности.
Адвокаты потихоньку потирают руки: в законе о Национальной полиции ничего не говориться об оперативно-розыскной деятельности, а отдельный закон ветировал президент. Следовательно, все доказательства, которые были собраны против подозреваемых, начиная с 7 ноября, можно считать незаконными.