Освобождение из плена киборга номер один Андрея Гречанова с позывным "Рахман" вызвало большой резонанс в медиа пространстве. Его обсуждают все, кому не лень. В первую очередь из-за значимости этого майора в ходе АТО. Однако, есть и второй, весь спорный момент: по соцсетям разошлись два видео – интервью Рахмана 5 каналу, где он рассказывает об издевательствах в неволе, и обращение к украинцам главы "ДНР" Александра Захарченко, сидя рядом с которым мужчина говорит, что его "никто даже ни разу не толкнул".
Мы попросили военных экспертов объяснить поведение человека в плену и после освобождения.
- Плен – это чрезвычайная ситуация, в которой человек не может полностью контролировать свои действия. Однако есть специальные пособия о том, как вести себя среди врага. Очень важно придерживать их, чтобы сохранить свою жизнь, - поясняет бывший заместитель министра обороны Анатолий Лопата. – Не надо орать, кого-то куда-то посылать, провоцировать конфликт. Нужно говорить ту правду, которую ты знаешь. Если заставляют признать, что вас не убивают, то необходимо сказать: "Меня не убивают. Смотрите, я живой". Не сделал бы военный этого – над ним бы стали издеваться сильнее. Только попадая на свою территорию, он может говорить все, что хочет. Но, поверьте, люди, прошедшие плен, не любят рассказывать о нем. Авторитета это серое пятно им не добавляет.
Боевые офицеры АТО подтверждают: их регулярно инструктируют, как вести себя в плену. Рахман как разведчик и десантник, по их словам, обучен лучше остальных. Поэтому вел себя стратегически правильно.
- Он никого не предал, не раскрыл никакую военную тайну, держался очень стойко. Рахман вел себя совершенно правильно. Его никто не осуждает, - считают в ВСУ.
Кстати, и Лопата, и в штабе АТО констатируют любопытный факт: Андрей Гречанов – знатный разведчик, но никакой важной информации он не мог выдать противнику, хотя бы потому что не владел ею. Это также предусмотрено военными нормативами. Разведчику дают ровно столько данных, сколько может понадобиться ему для работы. Частично это делается как раз для того, чтобы он не выложил ничего противнику. Максимум, что знают служащие – это на две ступени выше своего положения. Обычно же они могут рассказать ровно то, что видят из окопа, в прицел, что ели, каким оружием пользуются. Но враг это знает и так.
Что важно, добыть нужные данные можно и без паяльника и плоскогубцев. По словам бойцов АТО, в "ДНР" в допросах могут участвовать психологи и даже психиатры. Они лучше любого детектора лжи могут определить, человек говорит правду или нет, и как на него правильно надавить, чтоб он раскололся.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Киборга №1" освободили с 18-й попытки
Из плена домой вернулся участник боев в Донецком аэропорту с позывным "Рахман".
После четырех месяцев плена получил свободу командир разведроты 81-й бригады майор Андрей Гречанов, больше известный как "киборг №1" с позывным "Рахман". 30 ноября Андрея обменяли на российского майора Владимира Старкова, который был осужден в Украине и получил президентское помилование.