Начало - в прошлом номере еженедельника "КП". (читайте "Полет американцев на Луну - инсценировка?")
Первыми сомнения в том, что астронавты действительно были на Луне, сформулировали... сами американцы. В 1972-м на Селене побывал последний экипаж - "Аполлон-17". А уже в 1974 году вышла книга "Мы никогда не летали на Луну: мошенничество ценой в 30 миллиардов", написанная Биллом Кайзингом и Ренди Рейдом. Причем Кайзинг работал в компании "Рокетдайн", где изготавливались те самые двигатели F-1 для "Сатурна-5" (подробнее о них - в первой публикации). В 1978-м вышел художественный фильм "Козерог-1", который рассказывал, как при помощи спецэффектов был фальсифицирован полет на Марс. Намек очевиден.
Кадры от Стэнли Кубрика
А тут еще выяснилось, что знаменитый режиссер Стэнли Кубрик, создатель фантастического фильма "Космическая Одиссея 2001", действительно снимал в павильонах Голливуда для НАСА кадры посадки модуля на Луну и прогулки астронавтов по инопланетным полям.
Космическое агентство вяло оправдывалось: мол, не было гарантии, что с Луны будет получена внятная картинка, а нужно было показать, чем астронавты занимаются в командировке. Подстраховались…
Аргумент сомнительный. Даже не очень четкие кадры с реального места события всегда лучше подделки. Тем более что специалисты по комбинированным съемкам кадры Кубрика легко раскусили.
В 2002 году некий Барт Сибрель встретился с Базом Олдрином (второй человек, который ступил на поверхность Луны, первым был Нил Армстронг) и назвал его трусом и лжецом. Он потребовал, чтобы тот поклялся на Библии, что на самом деле был на Луне. В ответ 72-летний астронавт отвесил скептику удар в челюсть.
В попытке объяснить участие Кубрика в подготовке "лунных кадров" НАСА увязало все глубже. И в конце концов было отправлено в нокдаун собственными сотрудниками в 2006 году. Выяснилось, что… оригиналов видеозаписи первых шагов Нила Армстронга по Луне нет. Не могут их найти на складе! А что же тогда, в
1969-м, видели на экранах телевизоров 600 миллионов зрителей, следивших за высадкой астронавтов? Оказывается, что была "копия с копии": телекамера снимала экран черно-белого монитора, на который передавалась картинка с Луны. Но прямая трансляция видеосигнала с Селены велась с частотой 10 кадров в секунду. Сделано это было для гарантированной передачи изображения на Землю. А чтобы обычная телекамера смогла "рассмотреть" картинку на мониторе, частоту кадров увеличили до 60 в секунду.
В итоге многие детали первоначального изображения были потеряны при его трансляции на экраны телезрителей. Видеоподробностей высадки Армстронга нам уже никогда не узнать.
Мало того, пропали записи телеметрии работы систем лунного модуля и данные о здоровье Армстронга и Олдрина во время их экспедиции. Архивисты НАСА говорят об отсутствии 700 коробок с ценнейшими пленками. А вот журналисты газеты "Флорида Тудэй" утверждали, что утрачены свидетельства не только миссии "Аполлона-11", но и всех одиннадцати полетов по программе "Аполлон". Включая околоземные, окололунные и посадочные. Тринадцать тысяч пленок!
Очень странно, что почти весь самый важный в истории человечества видеоархив вот так запросто сгинул...
В июле 2009 года НАСА смогло найти в обсерватории Паркеса в Австралии, которая тоже принимала телесигналы "Аполлонов", пленки, запечатлевшие астронавтов НАСА на Луне. Но это капля в море…
|
Камень на камень
Недавно я посмотрел документальный фильм английского режиссера Марка Крейга "Последний на Луне". Он рассказал о судьбе Юджина Сернана - командира "Аполлона-17". Увы, для иллюстрации рассказов астронавта нашлось очень немного кадров с Луны, и несколько раз режиссеру пришлось крутить одну и ту же пленку.
Итак, видеодоказательств полета "Аполлонов" на Луну кот наплакал. А тут вдруг в прошлом месяце НАСА расщедрилось и выложило 17 тысяч снимков из всех экспедиций программы. То есть фото были? Тогда зачем их 45 лет нужно было прятать от публики? Не потому ли, что прежде фотошоп был не столь совершенен?
С другой стороны, астронавты привезли с Луны более весомое доказательство - почти 400 кг лунного грунта. Часть даже предоставили ученым других стран. С Советским Союзом произошел обмен: лунный грунт, который привезли на Землю советские космические автоматы, обменяли на песочек из багажа "Аполлона". И вот тут трудно спорить: специалисты в состоянии отличить камушки внеземного происхождения от тех, что подобрали в какой-нибудь пустыне Наска.
|
Из-за личной неприязни
Еще странность: если дело так успешно шло (из семи миссий только одна аварийная - редкая удача для сложнейшего технологического проекта), зачем отменили миссии "Аполлон-18", "Аполлон-19" и "Аполлон-20"? Корабли и ракеты ведь уже были готовы, экипажи - тоже. Чего боялись?
- Для США программа "Аполлон" прежде всего преследовала политические, а не научные цели, - объяснил мне историк космонавтики Юрий Караш. - Нужно было отыграться за проигрыш на старте космической гонки. И показать мощь американской науки, техники и экономики. Сделать это можно было лишь при условии, что все аполлоновские миссии прошли удачно. Не дай бог, кто-то из астронавтов погиб бы, победа в "лунной гонке" была бы во многом девальвирована.
Кроме того, отмена трех полетов сэкономила почти 2 миллиарда долларов (в начале 70-х годов их покупательная способность была почти в шесть раз выше, чем сейчас).
- Есть и объяснение, которое понравится любителям теории заговоров, - продолжает Караш. - Президент Никсон очень не любил Джона Кеннеди. Тот выиграл у него президентские выборы 1960 года с перевесом всего 0,1%. "Аполлон" в глазах Никсона был олицетворением того, что дело погибшего президента "живет и побеждает". И тут в 1972 году баллотироваться на пост президента вздумал младший брат Джона - Эдвард Кеннеди… (Именно в 1972 году состоялся последний полет по программе "Аполлон". - Авт.)
В общем, главный вывод не в пользу скептиков. Американцам удалось долететь до Луны и высадиться на нее. Удалось - по невероятно счастливому стечению обстоятельств - запустить без аварий ракеты, работавшие на эту программу, и не потерять ни одного астронавта.
В 2009 году индийский лунный зонд "Чандраян-1" передал на Землю фотографии места посадки лунных модулей. Особенно хорошо видна ступень корабля "Аполлон-15" и следы колес лунного ровера. Кажется, можно ставить в эпопее точку.
Или все-таки многоточие?