Венеру Милосскую считают эталоном женской красоты. Это самая знаменитая скульптура на планете, но известно о ней не очень много. Мы знаем, что автором изваяния является некий Агесандр Антиохийский, создавший статую богини любви за 130 - 100 лет до нашей эры. Найдена она почти 200 лет назад при раскопке развалин амфитеатра на острове Милос. Но самая главная тайна Венеры Милосской - это ее руки.
Разгадка - в рисунках на амфорах
Два столетия ученые пытались разгадать, что же делала Венера своими руками. По одной из версий, прикрывала руками спадающую одежду. Другие исследователи поочередно "вручали" богине то зеркало, то лавровый венок, то копье. Сохранились воспоминания очевидцев, которые видели скульптуру сразу после того, как в 1820 году ее извлекли из земли. Они божились, что в руке богиня держала яблоко Париса (напомним, что руки скульптуры были утрачены уже после находки, во время драки между французскими моряками и владельцами острова турками. - Авт.).
Предположение о том, что на самом деле Венера сучила пряжу, впервые высказала Элизабет Вайланд Барбер, специалист по истории текстиля. Подбирая иллюстрации для своей книги "Женское рукоделие: первые 20 000 лет", она изучала изображения на древних амфорах. И обратила внимание, что поза женщин, занятых пряжей, очень похожа на положение тела Венеры Милосской.
- Древнегреческие художники были реалистами до мозга костей. Даже богов они ваяли, наделяя их чертами лица своих натурщиков, - рассуждает Элизабет. - А теперь подумаем, что чаще всего занимало часы женского досуга до начала промышленной революции? Пряжа нити! То, что делала натурщица Агесандра Антиохийского, было очень знакомо женщинам в древнегреческом обществе. И тогда мы понимаем глубину замысла художника: он ваяет не просто богиню любви, а женщину-творца. Как из аморфной массы шерсти женщина создает нить, с такой же легкостью из ничего она производит детей!
|
Два ремесла красавицы
Отталкиваясь от этой версии, другая исследовательница, искусствовед, автор книги "Поклонение Афродите" Рэйчел Розенцвейг делает вывод о профессии женщины, чье тело скульптор использовал в качестве натуры для Венеры.
- Она была проституткой или, если говорить точнее, гетерой, - считает Розенцвейг. - Ткацкое ремесло было традиционным занятием древнегреческих жриц любви. Коротая свободное время в ожидании клиента, гетеры сучили пряжу. Это являлось их второй работой, а первой, естественно, был секс.
И правда, гетеры порой становились натурщицами для художников. Например, знаменитая афинская гетера Фрина стала моделью для Праксителя - легендарного скульптора Древней Греции. Так появилась Афродита Книдская - его самый прославленный шедевр, дошедший до нас в копиях.
Вполне вероятно, что другая гетера позировала Агесандру, и художник решил запечатлеть красавицу, занятую своим вторым ремеслом - ткачеством.
|
3D-принтер для богини
Но как подтвердить это предположение? Дизайнер и художник из Сан-Диего Космо Венмен решил создать цифровую модель Венеры Милосской, реконструировав положение ее рук, занятых пряжей. Чтобы создать 3D-копию знаменитой скульптуры, Венмен использовал цифровые снимки гипсовой копии. Реплика была сделана с оригинала в 1850 году и хранится в художественном музее Базеля (Швейцария). Напомним, оригинал Венеры Милосской представлен в парижском Лувре. А положение рук Венеры дизайнер копировал, взяв за образец изображения гетер-ткачих на древнегреческих вазах.
- Создав компьютерную модель, я при помощи 3D-принтера распечатал несколько небольших моделей из белого пластика, - рассказал Космо Венмен. - Мне кажется, что, заняв руки Венеры пряжей, удалось соблюсти анатомические пропорции и естественное положение тела. При этом я понял, как был устроен оригинал. Думаю, вряд ли в левой руке она держала мраморный комок пряжи, а в правой - веретено. Это бы значительно утяжелило конструкцию, и руки у Венеры отвалились бы задолго до того, как это произошло в действительности. Полагаю, что для инструментов использовали не тяжелый мрамор, а дерево, украшенное позолотой.
Это объяснение отчасти развеивает сомнения археологов, которые ни разу не находили мраморные инструменты рядом с аналогичными скульптурами. Недолговечное дерево попросту превращалось в тлен задолго до того, как статуи попадали в руки ученых.
Конечно, версия о натурщице Венеры Милосской, как о жрице любви, нуждается в доказательствах. Но в конце концов кто, как не богиня любви Венера (или Афродита в греческой традиции), была покровительницей "ночных бабочек"?