Олесь Гончар - известный украинский романист ХХ века. Он был идейным вдохновителем и двигателем национального движения. Произведения писателя заставляли украинцев задумываться о том, "чийого ми роду", пробуждали в них гордость за свою нацию, её историю, культуру, язык.
ОТПРАВЛЕННЫЙ ВОСВОЯСИ
Александр Биличенко (настоящее имя писателя) родился 3 апреля 1918 в селе Ломовка , что неподалеку от Екатеринослава (ныне - Днепропетровска) в семье Терентия Сидоровича и Татьяны Гавриловны Беличенко. Кроме Александра, в семье уже подрастала старшая дочка Александра. Кстати, родилась она ровно на 4 года раньше брата.
Когда Александру было два годика, мама умерла. Мальчик еще не понимал, что мамы не стало. По воспоминаниям его сестры, когда пришли люди на похороны, мальчик залез голый на кровать и начал пританцовывать…
|
Провести покойную в последний путь приехала ее двоюродная сестра Фрося, которая так и осталась жить с Терентием. Она была женщиной сварливой и властной, детей не любила. Девочку постоянно ругала, била, а младшего Сашу и вовсе отправила жить на Полтавщину, к родителям умершей Татьяны.
Там Александр и вырос. Бабушка - Прися Евстафьевна был интересной, мудрой женщиной, занималась целительством, а также лечила молитвой и словом. Она воспитывала мальчика с любовью, прививая ему любовь к Богу.
Когда мальчику пришло время идти в школу, родные сначала не хотели отдавать его в школу, однако в конце концов отправили в первый класс. Именно там и произошло его превращение в Олеся Гончара: Когда учительница спросила парня, как его зовут, он ответил, что "Сашком". А преподавательница в ответ сказала: "Ты же украинец, и звать тебя надо по-нашему - Олесем".
|
ЖУРНАЛИСТИКА
Олесь начал пробовать писать еще в школе. Так, в начале 30-х годов В начале 30-х годов он написал стихотворения и рассказы, которые печатались в козелыцанской районной газете "Развернутым фронтом", газете "На смену", журнале "Пионерия".
После школы он срезу пошел работать в редакцию райгазеты "Развернутым фронтом". Тогда и началась профессиональная журналистская деятельность Гончара.
Параллельно он поступил в Украинский техникум журналистики в Харькове, который закончил в 1937 году. Во время учебы пробует свои силы как писатель: пишет ряд художественных произведений, изучает творчество классиков мировой литературы, посещает литературную студию в Доме Блакитного в Харькове. В это время появляються такие произведения Гончара, как "Черешни цветут", "Иван Мостовой", "Орленок", "Стокозье иоле" и др.
|
После окончания техникума Гончар некоторое время работает учителем в селе Мануйловка, однако вскоре устроился корреспондентом харьковской областной молодежной газеты "Ленинская смена".
В 1938 году Олесь поступил на филологический факультет Харьковского государственного университет, однако обучение закончить не успел: началась война.
К журналистской деятельности Гончар больше не возвращался.
ПУЛИ НЕ БРАЛИ
Олесь ушел на фронт добровольцем в июне 1941-го вместе с другими студентами Харьковского университета отправляется добровольцем на фронт. Он прошел через всю войну, более года – с 1942-го по 1943 гг. - он находился в немецком плену. А затем вновь ушей на войну – до самой победы.
|
После того, как война закончилась, Гончар вспоминал, что его как будто бы кто-то оберегал на фронте:
- Иду в атаку. Вокруг меня хлопцы, словно снопы, падают. А меня пули не берут. Думаю, кто-то молится за меня — бабушка или сестра, - отмечал он.
По словам самого Олеся, иногда жизнь ему спасало особое чутье, позволявшее вовремя уходить от опасности. Словно какая-то невидимая сила заставляла покинуть место, где через мгновение расцветали фонтанчики песка от пулеметной очереди или земля дыбилась от разрыва снаряда…
Кстати, за боевые заслуги Гончар был награжден орденами Славы, Красной Звезды, тремя медалями "За отвагу".
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
Судя по дневникам Гончара, впервые он полюбил в 1945 году, будучи в словацком городе Гринава. Юличка – так звали девушку – отвечала ему взаимностью, однако судьба сложилась так, что ему пришлось уехать.
- Плачет и рвется от меня. И опять прижимается. За всю войну, пожалуй, она первая женщина, к которой у меня возникло не поверхностное, а глубокое, настоящее чувство. Когда она плакала, мне тоже хотелось плакать. Договорились: если кончится война и я буду жив, а к ней не вернется муж, я заеду к ней и мы поженимся, - писал Гончар.
|
Однако вернуться в Чехословакию он смог лишь в 1949 году, уже став известным писателем и женатым человеком, Один из маршрутов советской делегации пролегал через ту же Гринаву. Ехали ночью. Кое-где в домах светилось.
- Где она? — писал Олесь в дневнике. — Выйди, Юличка, я здесь... Нет, лучше не выходи. Пусть все останется весенней волшебной сказкой... Приснится ли ей, что я так близко и так далеко!..
ЖИЗНЬ У СЕСТРЫ
После возвращения из Чехословакии Гончар вернулся в родной Днепропетровск, поселившись у сестры.
- Брат приехал статный такой, возмужалый, в военной форме, которая ему очень шла, - вспоминала в одном из интервью КП Александра Терентьевна. - Мы с мужем выделили ему небольшой уголок. Там при свете лампы-карбидки Олесь что-то писал. Бывало, за ночь сжигал две-три лампы.
Гончар проводил ночи напролет за книгами. Учился он старательно и стремился как можно больше узнать.
- Чтобы вовремя попасть на лекции (он тогда учился в Днепропетровском университете на историко-филологическом факультете. – ред.), Олесь вставал засветло, - отмечала сестра. - Приходилось пешком добираться до старого моста, а уже с правого берега до места занятий - на трамвайчике. Иногда зимой прямо по льду шел через реку или нанимал лодочников, чтобы переправили.
В доме сестры Гончар создал и первую книгу из трилогии "Прапороносці" - "Альпи". Молодой писатель отнёс роман в днепропетровское издательство "Промінь", но там ему в публикации отказали. "Альпи" напечатал киевский журнал "Вітчизна". Следом появились "Голубий Дунай" и "Злата Прага".
|
СУПРУГА
В Днепропетровске Олесь познакомился с девушкой Валентиной, которая жила на той же улице, где и сестра писателя с семьей, и она впоследствии стала его супругой.
Их семейный союз оказался прочным. Олесь и Валентина пронесли трепетное и светлое чувство друг к другу через всю жизнь.
|
СОБОР
В 1947 году Гончары переезжают в Киев, где Олесь становится аспирантом Института литературы им. Т. Шевченко АН УССР. С этих пор он возобновляет свою публицистическую деятельность. Следующие годы он "становился" как писатель. С 1959 по 1971 годы возглавлял Союз писателей Украины, . был председателем Комитета защиты мира, членом Всемирного совета мира.
Произведения Гончара были под особым "прицелом". Как вспоминала Валентина Гончар, одним из тех., кто особо не любил творчество писателя, был председатель Верховного Совета УССР Алексей Ватченко (В свое время он стал прототипом отрицательного героя романа "Собор"), который организовал такую травлю "Собора" и Гончара, что роман был издан лишь через двадцать лет.
- Этот роман взорвался, как бомба в застойном болоте соцреализма, - говорит писатель-фронтовик Анатолий Димаров. - Он ворвался как свежее дыхание не только в жизнь литературную, но и общественную.
|
Тех, кто до начала невиданной по масштабам травли успел похвалить "Собор", а потом не захотел говорить обратное, выгоняли с работы. Были и такие, кто в знак протеста уходил сам.
В прессе появились сотни возмущенных "откликов" рабочих и колхозников. А среди тысяч писем, которые Гончар получал после выхода романа, была и анонимка с такими словами: "Не лучше ли вам, Олесь Терентьевич, в этой ситуации пустить себе пулю в лоб?"
Масла в огонь подливало, вероятно, и то, что на Западе в феврале 1968-го "Собор" выдвинули на Нобелевскую премию. Причем это сделал сам Папа Римский!
- Мы страшно боялись, что Олесь Терентьевич может сломаться, - продолжает Анатолий Димаров. - Что может даже "покаяться". Но он выдержал!
По-другому складывалась ситуация в 80-х годах: после десятилетий брежневского застоя начались процессы борьбы за демократизацию общества, пробуждения национального сознания. Это время стало наиболее удачным для писателя. В это время было напечатано 350 из 1000 произведений.
В последние годы Гончар болел и за пределы Киева практически не выезжал. 14 июля 1995 года его не стало. Проститься с писателем пришло множество людей.
Очевидцы вспоминают, что отпевали писателя священники сразу нескольких конфессий - просто из уважения к нему за роман "Собор", ведь церкви тогда рушили, невзирая на конфессию. А когда гроб опускали в могилу, неожиданно разразился ливень. Как будто сама природа оплакивала уход человека, имевшего особенный голос, знавшего, как найти дорогу к сердцу читателя, и поднимавшего в своих книгах глубокие философские вопросы нашего бытия.
|