24 апреля

Ученые боятся генномодифицированных младенцев

Фото: Процесс изменения молекулы ДНК. Фото: МOLEKUUL/SCIENCE PHOTO LIBRARY

В мире появились слухи о том, что для изменения ДНК человеческих эмбрионов использовали методы точного редактирования генов. Многие светила призвали к мораторию на использование данной технологии.

Эдвард Ланфир, председатель Альянса регенеративной медицины в Вашингтоне, округ Колумбия, и еще четверо ученых призвали не изменять зародыши даже в научных целях, сообщил сайт nature.

- Такое исследование может быть использовано для немедицинских модификаций. Мы обеспокоены тем, что общественный резонанс о таком этическом нарушении может помешать перспективным направлениям лечения, - написал Ланфир и его коллеги.

Многие ученые еще с 80-х годов используют инструменты генного редактирования, чтобы исправить дефекты ДНК у людей. Они же опасаются, что генную инженерию могут использовать для  попытки получить "смоделированных младенцев", что повлечет мораторий даже на медицинское применение генной инженерии.

Ученые умы понимают, что последствия редактирования эмбрионов, яйцеклеток или сперматозоидов будут видны во всех будущих поколениях. Их оппоненты считают, что для более высокого уровня редактирования генома человека в любом случае должны проводиться исследования.

К примеру, китайский генетик Сингху Хуан пытается добиться разрешения от комитета по этике, чтобы попытаться генетически модифицировать эмбрионы-выкидыши. Кстати, в феврале 2014 года он с помощью метода генного редактирования изменил эмбрионы, в результате чего появились живые обезьяны. Подобный метод "дает большой потенциал для его применения на людях".

Есть также подозрения, что ученые уже создали человеческие эмбрионы с измененным геномом.

Редактирование половых генов уже запрещено законом в 29 странах. Однако, новый метод позволяет использовать ферменты, называемые нуклеазы, чтобы отрезать ДНК в определенных точках, а затем удалить или переписать генетическую информацию в этих местах. Эти методы достаточно просты, чтобы использовать их в клиниках рождаемости, что повышает опасения, что они могут быть применены на людях, прежде чем будут рассмотрены все возможные последствия и проблемы.

Одна из проблем, например, заключается в том, что нуклеазы могут вызывать мутации в других, не целевые местах. Гуанхуэй Лю, исследователь стволовых клеток Китайской академии наук в Пекине, наглядно показал, что изменение одного гена в стволовых клетках вызывает мутации в других местах.

Тем временем во многих странах, в том числе и США, редактирование человеческих зародышей не запрещено, но требует одобрения правительства. К тому же, нет механизма, который бы отслеживал работу подпольных клиник.