Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Слава к Семену Гулак-Артемовскому пришла через 8 лет после смерти

Слава к Семену Гулак-Артемовскому пришла через 8 лет после смерти
Фото: Памятная доска Гулак-Артемовскому в Городищах. Фото: Википедия

Семен Гулак-Артемовский принадлежал к шевченковскому поколению общественных и культурных деятелей. Был талантливым оперным певцом и  композитором:  его опера "Запорожец за Дунаем" стала первой оперой на национальный сюжет в профессиональной украинской музыке и проложила путь к дальнейшим свершениям в этом жанре.

Как уже писала "Комсомольская правда в Украине", родился Семен Гулак-Артемовский в 1813-м году в семье священника на хуторе Городище (ныне это Черкасская область). Несмотря на то, что был полностью окружен "духовностью"  и с малых лет пел  в церковном хоре, желанием сделать "божий промысел" смыслом своей жизни не горел. 

Конечно, сначала он добросовестно учится, но со временем, захваченный музыкой и пением в митрополичьем хоре Софийского собора, запустил обучение. После неоднократных предупреждений после смерти отца в 1830 году его все же отчислили из училища.

Способного певца приняли в хор Михайловского монастыря, где он вскоре стал солистом.

В 1835 Гулак-Артемовский вернулся на обучение в семинарию и  успешно сдал экзамены, намереваясь таки пойти по стопам отца и стать священником.

Однако его судьбу перевернул один случай: во время пения Семена в хоре Михайловского монастыря его голос услышал композитор Михаил Глинка, искавший певчих для Придворной императорской капеллы.  Он был сражен бархатным баритоном молодого певца и предложил ему перебраться в Петербург.  Гулак-Артемовский согласился и уже вскоре прибыл город на Неве. Был октябрь 1838-го года.

Глинка опекал способного юношу и лично давал ему уроки пения, обучая основам музыкальной теории.

Заработал на обучение публичным выступлением

Обязательные для оперного певца занятия по иностранным языкам Глинка поручил своему другу - литератору и драматургу Нестору Кукольнику, в доме которого произошло еще одно знаменательное событие в жизни Артемовского - К концу 1838 года здесь знакомится с Тарасом Шевченко.

Земляки сразу стали близкими друзьями, и эта искренняя дружба осталась незыблемой до конца жизни поэта.

В это время Глинка  искал мецената талантливому певцу для оплаты его обучения за рубежом. В апреле 1839 году он устроил публичное выступление Семена, на который был приглашен весь "цвет" русской аристократии.

Красивый и сильный голос Гулак-Артемовского, его исключительная музыкальность и задушевность очаровала всех присутствующих. Собранные с концерта средства дали ему возможность уже летом того же года выехать в Париж. Учителем по вокалу Гулак-Артемовского стал итальянский певец и композитор. Джулио Аллар.

Гулак-Артемовский и Шевченко подружились в 1838 году. 

Посвятил романс Шевченко

Первым музыкальным произведением Гулака-Артемовского  стал водевиль "Картина степной жизни цыган". Произведение не сохранилось до сих пор, однако в свое время было поставлено на сцене Александринского театра в Петербурге.

 В 1851 году Семен написал свое второе произведение - танцевально-хоровую сюиту "Украинская свадьба", в которой были собраны все популярные народные песни.

 Дальнейшие творческие попытки певца тоже были тесно связаны с музыкальным театром. Часто выступает в них уже не только как композитор, но и как драматург.  Большая часть из написанных им пьес с музыкой была потеряна.

Композитор сочинял и романсы - некоторые на народные слова, а к другим пишет и стихи. Один из романсов - "Стоит явор над водой" на народные слова - был посвящен ближайшему другу Тарасу Шевченко.

Потеря голоса

В конце 50-х годов певец начал катастрофически терять голос. Его постепенно перевели из главных на второстепенные роли. В то время у него возник замысел создать большую, "настоящую" оперу на украинском сюжете. Уже в 1861 году он начал работу над оперой "Запорожец за Дунаем", к которой написал текст либретто, и музыку.

14-го апреля 1863 состоялась премьера оперы в Мариинском театре, где главную роль запорожца Карася исполнил сам автор. Опера много относилась и с большим успехом шла на сцене в течение двух лет.

А затем разразился скандал. Некоторые современники композитора увидели аналогию его оперы с оперой Моцарта "Похищение из сераля". Их не смутило то, что в моцартовской опере речь идет о девушке, попавшей в турецкий плен, которую вызволяет влюбленный в нее юноша. В это же время в "Запорожце за Дунаем" все основано на событиях, когда запорожские казаки были захвачены в турецкий плен, и с большим трудом выбирались из него.

В результате "Запорожца" сняли с репертуара. В Украине оперу поставили лишь через 9 лет после смерти композитора и через 20 лет после ее написания.

Последние годы

Партия Карася стала последней значительной оперной партией Гулака-Артемовского. В 1864 году Гулак-Артемовский перееха в Москву.  Еще несколько раз он выходил на сцену Большого театра, однако, почти полностью потеряв голос, уже в 1865 году навсегда покинул сцену и посвятил себя литературной работе.

Умер Семен  6 апреля 1873 в Москве, почти забытый всеми.  Похоронили его без почестей на  Ваганьковом кладбище.

Посмертная слава пришла к Гулак-Артемовскому лишь в 1881 году, когда знаменитый "театр корифеев" с участием Саксаганского, Садовского, Заньковецкой возродил его "Запорожца за Дунаем".

В 1952 году могилу композитора усилиями артистов музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко привели в порядок. На ней установили новый памятник.

Могила Гулак-Артемовкого в Москве. 

 

Новости по теме: День в истории История