Родился будущий меценат в 1849 году на Черниговщине, где Ханенкам принадлежали крупные поместья, подаренные роду гетманом Розумовским.
Род Богдана идет от запорожского казака Степана Ханенко, чей сын Михаил был гетманом Правобережной Украины, внук Данила – полковником лубенским, правнук Николай – сподвижником гетмана Павла Полуботка, генеральным хорунжим.
Первое образование будущий меценат получил в первой Московской гимназии, сразу после окончания которой поступил на юридический факультет Московского университета. После университета он переехал в Петербург и занялся адвокатской деятельностью. С 1875 году был избран мировым судьей.
Жена приобщила к искусству
В это время Ханенко женился на Варваре Терещенко - дочери Киевского мецената Николая Артемьевича Терещенко. Род Ханенко был более знатным, но по богатству уступал роду сахарозаводчиков Терещенко.
Отец, братья и сестры Варвары были поклонниками отечественной живописи. Каждый из них собирал собственную коллекцию. Общение с семьей жены и его окружением – Шишникым, Айвазовским, Риццони, Куинджи – приобщил Богдана к "миру прекрасного".
- Я заинтересовался российской живописью, стал посещать выставки картин, ходил в мастерские художников и начал присматриваться к их работам… Передо мной открывался новый мир, и с тех пор призвание мое определилось, – я уже бесповоротно принялся изучать старинную живопись и убедил себя собирать произведения". Среди первых приобретений – работы Боровиковского, Левицкого, Кипренского, Брюллова, Перова, Репина, - отмечал Ханенко.
Богдан и Варвара начали собирать свою коллекцию искусства, став настоящими союзниками в собирании предметов искусства.
В 1876 году Ханенко переехали в Варшаву, где Богдан устроился в окружном суде. Супруги посещали знаменитые аукционы и магазины европейских столиц из Варшавы, регулярно выезжали на Аукционы в Вену, Мадрид, Рим, Берлин. Покупали полотна и предметы старины, скульптуры, изделия художественной промышленности, античной культуры, искусство Ближнего и Дальнего Востока.
|
Построил дом для коллекции
Когда Богдан вышел в отставку (1881 год), Ханенко переехали в Киев. При этом во время переезда супругам для перевозки картин понадобилось половина вагона. Чтобы разместить свое "детище" в Киеве, они построили на улице Терещенковской дом, проект которого разработал питерский архитектор Мельцер. Уникальность здания в том, что каждый зал в нем - неповторим, создан по эскизам Врубеля, Котарбинского и Мельцера.
В Киеве Богдан Ханенко стал знаменитой фигурой в финансовых и торговых кругах. В 1896 году он занял должность управляющего в Товариществе заводов братьев Терещенко и постепенно отказался от адвокатской деятельности.
|
Музей
В 1894 году власти и меценаты Киева приняли решение создать городской музей. Ханенко назначили главными полномочиями в деле по созданию музея и поручили написать устав.
Принимая участие в организации городского Художественно-промышленного музея, Ханенко составил список "хороших" господ, которые имели исторические ценности и могли оказать помощь в создании музея. Таких было более 200. Ханенко собственноручно написал каждому из них письмо с просьбой о помощи, в результате чего собрал на строительство музея более 70 тысячи рублей.
Здание заложили в 1887 года. На строительство ушло несколько лет. В день открытия музей имел 3145 экспонатов. При этом личные экспонаты Ханенко в музее оценивались в 134 тысячи рублей.
В 1910 году Ханенко присвоили, за создание музея, звание статского советника, что равно генеральскому чину.
Эвакуация
В 1915 году Ханенко был вынужден, из-за Первой мировой войны, эвакуировать значительную часть коллекции в исторический музей Москвы. В это же время у 66-летнего мецената обострилась эмфизема легких. Будучи тяжел больным, Богдан составил завещание, в котором передал в дар Киеву свою коллекцию. В 1917 году он написал еще одно завещание, в котором завещал музею все свои капиталы.
|
Возвращения коллекции в Киев добивалась Варвара
Вскоре после написания второго завещания Богдан Ханенко умер. Это был канун революции. Все "прелести" переворота довелось хлебнуть его супруге Варваре.
Когда Киев оккупировали кайзеровские войска, немцы предложили Варваре Николаевне вывезти коллекцию в Германию, гарантируя не только полное сохранение шедевров, но и открытие в Германии Музея Ханенко.
Однако Варвара не оставила дело мужа. После долгих мытарств она таки добилась возвращения коллекции. Правда, при этом около тридцати картин исчезли бесследно…
Получив коллекцию, Варвара обратилась в Украинскую Академию с просьбой принять от нее в дар все художественные богатства. При этом поставила условие, что собрание должно называться "Музей Богдана и Варвары Ханенко".
Киевские власти требования Варвары выполнили. Музей с уникальной коллекцией работает до сих пор. Мало того, он внесен в перечень объектов, которые подлежат обязательной охране подразделениями госслужбы охраны при МВД Украины.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Варвара Ханенко экономила на нарядах, чтобы покупать иконы
Киевский Музей русского искусства в честь своего 85-летия устроил выставку частных коллекций, создавших фундамент его богатейшего собрания живописи, графики и скульптуры. Действительно, прогуливаясь пятью залами первого этажа, чувствуешь себя словно в Третьяковке. Сразу с порога встречают "Паприщин" Репина, "Срубленное дерево" Шишкина, "Портрет балерины Семеновой" Фонвизина, "Буря" Айвазовского, "Селянка в желтом платке" Архипова, акварели и наброски Врубеля, Бенуа, Серебряковой, Сомова. Все эти шедевры приобретались когда-то любителями живописи за собственные деньги.