28501
0
Загрузить еще

Варвара Ханенко экономила на нарядах, чтобы покупать иконы

Варвара Ханенко экономила на нарядах, чтобы покупать иконы
Фото: Картину Архипова «Селянка в желтом платке» музею подарила жена Максима Горького.

К своему 85-летию киевский Музей русского искусства показывает шедевры, долгое время прятавшиеся в запасниках.

Киевский Музей русского искусства в честь своего 85-летия устроил выставку частных коллекций, создавших фундамент его богатейшего собрания живописи, графики и скульптуры. Действительно, прогуливаясь пятью залами первого этажа, чувствуешь себя словно в Третьяковке. Сразу с порога встречают «Паприщин» Репина, «Срубленное дерево» Шишкина, «Портрет балерины Семеновой» Фонвизина, «Буря» Айвазовского, «Селянка в желтом платке» Архипова, акварели и наброски Врубеля, Бенуа, Серебряковой, Сомова. Все эти шедевры приобретались когда-то любителями живописи за собственные деньги.

«Первый снег» Шишкина чуть не сгнил на чердаке

Музей был создан в 1922 году в особняке Федора Артемича Терещенко. Первым зрителям - красногвардейцам и революционным крестьянам - показывали бережно собранную им коллекцию как национализированные полотна Васнецова, Шишкина, Репина, Верещагина, Врубеля, Федотова. Экскурсоводы бодро рассказывали о том, что жадные киевские буржуи скупали картины за счет эксплуатации трудящихся. И никому не приходило в голову поинтересоваться историей приобретения хотя бы одного полотна.

- Первым историю меценатов Терещенко стал изучать наш сотрудник Михаил Факторович, - рассказывает заместитель директора музея Екатерина Ладыженская. - Он же после войны нашел известное полотно Шишкина «Первый снег». Мы знали, что оно было куплено сахарозаводчиком у автора, но куда исчезло - никто не догадывался. И вот как-то в музей пришла пожилая женщина и давай настаивать: посмотрите огромный холст, гниющий на чердаке. Заинтересовался только Факторович. А когда развернул полотно, чуть инфаркт не получил! Перед ним был, как казалось, утраченный навсегда Шишкин. Музей картину купил, очень долго реставрировал. И сейчас она украшает не только нашу экспозицию, но и гостит в Третьяковке на юбилейных выставках русской живописи. Правда, реставраторы таких вояжей не одобряют - полотно в дороге травмируется, портится. Но мы иногда все же идем на жертвы, чтобы наши картины попадали в каталоги выставок ведущих музеев мира.

«Накоплю денег на платья и отдам тебе»

- Собрание икон в музее небольшое, но очень ценное. Самые ранние датируются XIII веком, - продолжает Екатерина Ладыженская. - А жемчужину мирового уровня «Спас Ярое Око» ХVI века, украшающую нашу выставку, приобрела Варвара Ханенко, дочь Терещенко. Она очень любила иконопись. Но муж не разделял ее пристрастия. И женщина вынуждена была обманывать, мол, деньги ей нужны на наряды. Благо тот не замечал, что она месяцами носит старую шляпку. В письме своему другу художнику Остроухову (тоже собирателю иконописи) Варвара писала: подожди несколько дней, я накоплю денег на платья и отдам тебе за иконы.

А полотна Сведомского «Погребенные в цветах» и Катарбинского «Сатир» долгое время хранились в запасниках музея. В советское время эти мастера академической живописи считались художниками второго сорта в сравнении с передвижниками. Сейчас их творчество оценили заново.

Потомки декабриста Муравьева-Апостола здесь частые гости

Рассказали нам и историю дружбы киевского музея с потомками декабриста Муравьева-Апостола, живущими сейчас в Швейцарии. Оказывается, дочь Федора Терещенко Надежда вышла замуж за внука русского героя и родила ему двух сыновей - Алексея и Андрея. После революции семья эмигрировала в Европу. Но в семидесятые годы Андрей Муравьев-Апостол побывал в Киеве. Об этом узнала тогдашний директор музея Тамара Солдатова. Она умоляла потомка владельцев музейного здания походить по бывшим родным комнатам. Но тот категорически отказался: мол, у него свои счеты с этой страной. Какие слова нашла для него Тамара Николаевна, сейчас никто не знает. Но внук Терещенко таки вошел в ее кабинет. «Сделаю вам одолжение на 15 минут», - бросил он. А просидел более двух часов. Благодаря их беседе родилась трепетная дружба музея и семьи Муравьевых-Апостолов. В доме на Терещенковской гостил второй брат - Алексей. А сейчас музей постоянно навещает его сын Кристофер.

На страховку ценнейших картин нет денег

Директор музея Юрий Вакуленко не скрывает, что встречает юбилей под грузом проблем. Киевское собрание русского искусства давно переросло размеры помещения, но построить новое здание город не спешит. Не финансируют власти и страхование памятников мирового значения. На заграничные выставки картины стоимостью в миллион гривен уезжают без страховки. У музея нет таких денег. Но и отказать той же Третьяковке здесь не могут. Ведь без киевских полотен невозможно оценить творчество Шишкина, Врубеля, Васнецова. Последняя картина Федотова «Игроки» тоже приютилась у нас. Однако сокровища Музея русского искусства даже не попали в реестр национальных ценностей. «Подвела пятая графа», - горько шутят музейщики. Хотя для коллекции Музея западного и восточного искусства в этом списке место нашлось.

СКАЗАНО!

- Мы хотели еще раз напомнить о родителях нашего музея – семье сахарозаводчиков Терещенко, коллекционерах Оскаре-Германе Гансене, Александре Тульчинском и Давиде Сигалове. Также бросаем робкий клич нашим новым коллекционерам и олигархам: помните о вечном! Любое крупное частное собрание в конце концов попадает в музей. И дай Бог каждому коллекционеру так подумать о себе, как, например, Сигалов. Он был педиатром, но вместо семьи создал коллекцию и завещал ее нашему музею. Мы храним не только триста его картин, но и память о нем.

Директор музея Юрий ВАКУЛЕНКО.

БУДЬ В КУРСЕ

  • Адрес музея: ул. Терещенковская, 9.
  • Выставка открыта до 12 ноября с 10.00 до 17.00, выходные - среда, четверг.
  • Цена билета - 6 грн.