Загрузить еще

Что-то с памятью моей стало: чего не было еще - помню...

Что-то с памятью моей стало: чего не было еще - помню...
Фото: - Хочу на Марс! - События в фильме «Вспомнить все» начинаются, когда герою Шварценеггера вживляют в память воспоминания об экзотическом отпуске. Кадр из фильма

Наш собеседник доктор психологических наук и профессор МГУ Вероника Нуркова. 

- Вероника, зачем нужна автобиографическая память?

- Она не была особо востребована раньше. Жизнь средневекового человека полностью подчинялась религиозным догмам, законам и обычаям. А что происходит, когда общество начинает состоять из свободных людей? Им самим приходится формулировать цели и задачи своей жизни. Для этого надо понять, кто ты такой. Ключ к этому лежит в автобиографической памяти. Взрывной характер интереса к самому себе связан с всеобщей грамотностью. Мемуары, личные дневники стали необыкновенно модным явлением. А сегодня создание истории своей жизни в соцсетях становится отдельной задачей.

- Подобная зацикленность на своем внутреннем мире к чему нас приведет в будущем?

- Вероятно, станет не важно, что со мной было на самом деле, если я могу конструировать любые воспоминания. Используя гаджеты, можно представить, например, что я это лето не сидела в дождливой Москве, а провела его на Мальдивах. И мне не надо тратить деньги на настоящий отпуск, поскольку я это уже помню...

- Работодатели будут в восторге от этой идеи...

- Наверное, мы сможем покупать себе любые воспоминания. Возникнет бизнес по их продаже. Разработают технологию, чтобы эти воспоминания имплантировать в память как настоящие. Есть вероятность, что люди уйдут из реальной жизни. Они в принципе к этому готовы.

- ?!

- Во время моей публичной лекции я предложила аудитории эксперимент. Представьте, что у вас есть возможность реализовать свою самую фантастическую мечту. Но после того, как вы эти эмоции переживете, у вас ничего не останется в памяти. Есть другой вариант: реализовать не мечту всей жизни, а куда более скромное достижение "весом" в десятую часть тех эмоций. Но при этом вы будете помнить то, что пережили. Представьте обезьянок: связку бананов здесь и сейчас или воспоминания об одном съеденном банане на всю жизнь? Для них ответ очевиден. А вот аудитория в 150 человек единодушно предпочла реальному удовольствию память о нем. Я сама не ожидала такого эффекта.

- Но уход в вымышленный мир - это путь в никуда...

- Я не уверена, что это так уж плохо. Что происходит, когда нет желания сохранить память? Самый яркий пример - это наркотическая зависимость. Для наркомана важно любой ценой пережить кайф сейчас. Он не будет о нем помнить, он понимает, что его самого скоро не будет. Но это не важно по сравнению с интенсивностью сиюминутных переживаний. Другая крайность более разрушительна. Поэтому мне больше нравится то будущее, где мы память об удовольствии сможем получать без реального опыта. 

КСТАТИ

Почему современные дети не могут сдавать экзамены, как их родители 

Интересно: а как появление интернета повлияло на человечество?

- Память точно теперь устроена по-другому, - считает Вероника Нуркова. - Не автобиографическая, а та, что мы называем "память знания", где хранятся сведения не о нас самих, а об окружающем мире. До изобретения интернета эта память устраивалась, как способность запомнить максимум знаний. А теперь, поскольку все время есть постоянный доступ к фактам, мы стали запоминать не сами факты, а источники, где они хранятся. Те, кому 40 и больше, находятся еще в гибридном состоянии. Если выключат электричество, они смогут работать. У них есть общее представление о предмете. А для более молодых отключение электричества станет катастрофой.

Одна из самых цитируемых статей по психологии - это работа Спарроу "Как Google изменил нашу память". Там  простой эксперимент. Студенты должны были запомнить фактические данные: например, какое расстояние разделяет Землю и Луну. А потом разложить данные по большому количеству папок. Дальше студентов проверяли. Молодые ребята практически не могли воспроизвести сами знания, но точно знали, в какой папке найти ответ. Поэтому современные дети объективно не могут сдавать экзамены так, как раньше. Они не в состоянии запомнить 100 дат или фамилий ученых. Зато отлично играют в игру "Кто хочет стать миллионером?", где нужно выбирать из готовых вариантов ответа. Им подходит тестовая система. Но породить из себя новое знание они не могут.

Новости по теме: память Исследования