28 марта

Ученые обнаружили гигантскую черную дыру в крошечной галактике

Фото: В центре карликовой галактики обнаружили огромную черную дыру. Фото: ESA/ATG medialab

Астрономы Европейского космического агентства при помощи рентгеновского спутника XMM-Newton, обнаружили массивную черную дыру. Она кормится за счет карликовой галактики, в которой расположена. При этом все предыдущие оптические наблюдения не выявляли наличия в этом звездном скоплении данного объекта.

Карликовая галактика  J1329 + 3234 является одной из самых маленьких известных ученым и при этом содержат массивную черную дыру. Она расположена на расстоянии более 200 миллионов световых лет от Земли, похожа по размеру на Малое Магелланово Облако и содержит несколько сотен миллионов звезд.

Излучение черной дыры. Фото: ESA/XMM-Newton/N. Secrest

В 2013 году международная команда астрономов была заинтригована, обнаружив инфракрасные подписи аккрецирующей черной дыры в J1329 + 3234, когда они изучали ее при помощи Survey Explorer (WISE).

Та же самая команда теперь исследовали галактику используя XMM-Newton и обнаружил, что-то очень удивительное.

- Рентгеновское излучение от J1329 + 3234 в 100 раз сильнее, чем ожидалось от этой галактики, - рассказал Натан Секрест из Университета Джорджа Мейсона, США. - Мы, как правило, ожидаем найти низкий уровень рентгеновского излучения от звездных масс черных дыр внутри галактики, но то, что мы нашли - излучение очень массивной черной дыры.

Объединенные рентгеновские и инфракрасные свойства этой галактике можно объяснить только наличием массивной черной дыры, находящейся в J1329 + 3234, аналогично сверхмассивным черным дырам, найденным в центрах гораздо более массивных галактик.

Пока что масса черной дыры точно не известно, но она по крайней мере 3000 раз тяжелее Солнца.

- Это действительно важное открытие. Достаточно интересно, что такая крошечная галактика имеет такую большую черную дыру, но это также порождает массу вопросов о том, как эти черные дыры образуются, - заявил соавтор исследования Шобита Сатиапал.

Астрономы считают, что "семена" массивных черных дыр возникли еще при зарождении Вселенной, наряду с первым поколением звезд. Затем эти "семена" выросли в массивные черные дыры. Они могли объединиться также, как это делают галактики.