Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Жители Донецка: больше всех плачут старушки, они помнят войну

Жители Донецка: больше всех плачут старушки, они помнят войну
Фото: Пожилые люди настолько обессилели от страха, что во время бомбежек уже не бегут в бомобоубежище. Фото: Итар-Тасс

День ото дня в Донецке все страшнее. Сейчас тут у каждого второго есть родственники в уголках области, где уже несколько суток напролет идут бои не на жизнь, а на смерть. Дончане поддерживают, переживают и боятся. Чувствуют: вот-вот город накроет взрывами, снарядами и дымом, как случилось со стратегически важными Горловкой и Шахтерском. В том, что Донецк ждут не менее жестокие бои, сегодня не сомневается никто - ни простые горожане, ни военные эксперты. 

Снаряды залетали в главный парк и жилые высотки

В Донецке совсем пусто. Даже в середине буднего дня на улицах от силы несколько человек. В центре не видно и завсегдатаев-автоматчиков - они все уже по окраинам, сидят в окопах и готовятся к наступлению. 

- Блокпост на выезде из города видно из моего окна, - рассказала "Комсомолке" дончанка Инна Непреева. - Шторы не задергиваю и не сплю третьи сутки - сижу у окна и выглядываю: вдруг начнется?

Паника у людей небеспочвенная. В последние дни тут канонада не утихает даже днем. Во вторник к полудню обстреливать начали даже центр: артиллерийские снаряды долетали в центральный парк города - Щербакова - любимое место отдыха дончан. 

- Я гуляла с маленькой дочкой в парке, когда на моих глазах в пруд упала мина, - со слезами рассказала мама 3-летней Ариши Ирина Гладких. - Все, кто был на детской площадке, попадали на землю и закрыли детей собой. Лежали не дыша. Ждали взрыва. Казалось, это длилось целую вечность. Пока кто-то из сотрудников парка не тронул меня за плечо - сказал, надо уходить. Мы с Аришей поднялись, но потом падали на землю от малейшего шороха. 

Некоторых мам, которые тоже там были с малышами, откачали только в скорой - у тех был шок. Потом многие признавались: перед глазами стояла фотография убитой в Горловке мамы с годовалым ребенком на руках. 

Люди бегут с детьми, котами, табуретками

В считаные минуты власти подогнали автобусы на границу центрального района с соседним - там снаряды разрушили жилую высотку, цветочный магазин и парковку. Спустя буквально минуту спасателей уже вызывали на одну из главных улиц Донецка - снаряды упали в двух кварталах от НИИ травматологии и ортопедии, а также захваченного здания СБУ. 

- Я услышал грохот и не знал, что делать, - говорит житель соседнего дома Илья. - Когда подошел к окну, увидел - все люди из окрестных домов бегут в ближайшее бомбоубежище. Несут детей, котов, собак, табуретки - сидеть в подвале негде, только на бетонном полу. Убежать могли далеко не все - у меня дома парализованная мама. А у соседки - прикованный к инвалидной коляске муж. Как только она увидела в окно убегающих людей, открыла балкон и кинула вниз несколько подушек - для тех, кто в испуге не сообразил взять с собой табуретки. 

"Прятались вместе с крысами"

О том, что брать с собой в подвалы, дончанам сейчас в подробностях могут рассказать жители Шахтерска и Горловки - эти города под жестоким обстрелом артиллерии и "Градов" уже несколько дней. 

- Когда под твоим окном разрываются снаряды, а окна лопаются так, что осколки залетают даже в карманы домашнего халата, понимаешь: сто метров до ближайшего укрытия - это нереально далеко! - признается Нина Ивашенко из Шахтерска. - Когда наш микрорайон начали обстреливать, мы все побежали на первый этаж нашей девятиэтажки - первую ночь спали там у соседей. В одной комнате - по 15-20 человек вповалку. На следующий день все "переехали" в бомбоубежище - были уверены: стрельба не закончится. Ночью все громыхало с новой силой. Мы сидели в бомбоубежище и плакали. Больше всех - старенькие соседки, они помнят войну. А рядом шныряли крысы. Наше бомбоубежище - это грязный сырой подвал, из которого несколько дней назад ломом сбили навесной замок. 

В Горловке разрушено много жилых домов, а счет погибших местных жителей идет на десятки. Фото: РИА Новости

Из первых уст

"Город уничтожают квартал за кварталом"

 Владимир ЮЩЕНКО, заслуженный врач Украины: 

- Я до последнего не мог поверить, что такое возможно в Горловке. Наш город сильно растянут, по площади чуть меньше Донецка - 420 квадратных километров - разве можно было накрыть сразу такую территорию? И вот уже несколько дней идет методичный обстрел жилых кварталов буквально по квадратам. Город просто уничтожают! А выехать успели только половина жителей. Сколько людей мирных погибло, уже не сосчитать. И они продолжают гибнуть. 

А в это время

Братья наши меньшие по несчастью

На юго-востоке домашние любимцы вместе с хозяевами делят судьбу беженцев и невольных заложников АТО.

Идея этого материала родилась в тот момент, когда над нашей тихой луганской улочкой начали рваться мины и по заборам застучали осколки. А мы с двумя любимыми собаками лежали на полу, прикрывая друг друга. Тогда-то я понял, что не имею права не рассказать о братьях наших меньших, которые вместе с хозяевами преданно делят опасности бомбежек и пьют горькую чашу вынужденного изгнания.

На клич стать соавторами этой статьи откликнулись многие мои друзья. И те, кто остался в зоне АТО, и те, кто уехал. Вот их истории. 

Тем временем

В Горловке объявили траур 

В соседней Горловке горожане сидят по подвалам еще дольше. Там почти все дома в центре города разрушены. Счет погибших от осколков местных жителей идет на десятки. Только за последние сутки - 17 человек, из которых три ребенка. Пострадавших с ранами от снарядов - 43.

- В городе с 28 июля объявлен трехдневный траур, - говорят в Донецкой обл-администрации. - Повреждено много жилых домов и административных зданий. Снаряды попали в школу №85 и на территорию городской больницы №2.

Война остановила весь городской транспорт, оставила несколько окрестных поселков без света, закрыла заводы, пекарни, магазины. Сами жители говорят: за несколько дней их город стал похож на пейзажи фильма "Я легенда" с Уиллом Смитом - та же пустота. А вместо заброшенных зданий - догорающие остовы стен и черный асфальт в воронках.  

- Наш центр - одни руины, - вздыхает горловчанин Алексей Шепулин. - Камня на камне не осталось от роддома, аптеки, рынка, школы… Когда до нас доносились отдаленные выстрелы на окраинах, мы думали: обойдется, минет. Но когда начали палить в городе, поняли: мы в ловушке. В моем районе, на который пришелся самый большой удар, только одно бомбоубежище - бежать до него не меньше 10 минут. В подвалах "хрущевок" прятаться нельзя - это будет настоящая братская могила. Каждый раз люди молятся и замирают: пронесет в этот раз или все? Мы все стали фаталистами и уже даже почти не прячемся. Я знаю: куда больше пользы от меня будет, если я разберу завалы горящего дома и спасу хотя бы собаку. Других вариантов нет, ведь прятаться негде, а уехать из Горловки сейчас нереально даже за очень большие деньги.  

Из Донецка пока уехать можно. Да и жизнь тут кипит хоть в некоторых районах. Только вот людей с каждым днем становится все меньше - ловят уходящие автобусы, стараются попасть в "окно" между взрывами на ж/д дороге, прорываются через блокпосты. А те, кто не намерен уезжать, готовятся: не сегодня-завтра в Донецке будет то, что сейчас переживают в Горловке.