Загрузить еще

А я один гуляю, по маме не скучаю

А я один гуляю, по маме не скучаю
Фото: - Папа с мамой считают, что мы уже достаточно взрослые! Фото: Виктория ДУДИНА.

Один мой знакомый специально выбирает себе работу спозаранок. После полудня он должен освободиться и бежать домой, иначе его 12-летняя дочь останется без обеда. Она не может сама себе разогреть приготовленное мамой впрок.

А коллега недавно первый раз отпустила 11-летнюю дочку на каток с подружками и нервно смотрела на телефон все полтора часа отсутствия дочери. В третьей семье 6-летний ребенок уже полтора года гуляет самостоятельно во дворе и даже ходит за покупками в магазинчик по соседству. Правда, это огороженный двор в очень благополучном районе.

А помните, мы в семь лет, возвращаясь из школы, спокойно досиживали без пап-мам-нянь. И обедали самостоятельно, и еще родительские поручения выполняли. А в 12 на другой конец города на свидание могли дернуть!

Времена, конечно, сейчас не те. И жить прошлыми стандартами не получится. Но как определить, когда разумная родительская осторожность переходит в гиперопеку?

Детский психолог Татьяна Малютина помогает разобраться.

- Самостоятельность в детях воспитываем мы, родители. И то, насколько ребенок готов один гулять, ходить в школу или оставаться дома, зависит от нашего доверия. Доверяет ли мама ребенку? Уверена ли, что он не сядет в машину к незнакомцу? Все ли сделала для того, чтобы объяснить ребенку опасности?

Дорога в школу

В начальной школе детей лучше провожать в школу и встречать после уроков. Младшим школьникам необходимо ощущение контроля: именно так они учатся усваивать правила. Самоконтроля у детей 7 - 8 лет пока нет (за редким исключением), и они по дороге из школы могут запросто свернуть на детскую площадку и покачаться на качелях. А мама с бабушкой тем временем пьют дома валерьянку.

Если встретить или проводить чадо никак не получается, попробуйте большую часть дороги "проходить" с ребенком по телефону.

Класса с 4 - 5-го можно отпускать наследника одного, убедившись, что ничто не угрожает ему по дороге. Переход через дорогу - подземный или безопасный, нет темных пустырей, дорога освещена вечером, а на улицах, по которым он ходит, всегда есть люди. И все-таки советуйте своему чаду-школьнику ходить вместе с друзьями.

Прогулки

Чтобы понять, готов ли ваш малыш гулять на площадке самостоятельно, попробуйте посмотреть на него на прогулке глазами постороннего человека:

* аккуратно ли чадо переходит дорогу? Не выбежит ли случайно, заигравшись, на проезжую часть?

* как сын/дочь реагируют на посторонних взрослых людей, если те к ним обратятся: испугаются и впадут в ступор? Послушаются и будут выполнять все их распоряжения? Смогут отказаться от заманчивого приглашения получить новый "Лего" вон в той черной машине? В случае если ребенка обижают, догадается ли он попросить помощи у взрослых? Если ответы да-да-нет-нет, с самостоятельностью лучше подождать.

Проговорите простые и понятные правила: где конкретно можно играть (только на этой площадке, в парк через дорогу не ходить!), сколько времени (причем помните, что представление о часах и минутах у ребенка совершенно другое, так что лучше договариваться конкретно: "до восьми" - если у чада есть часы, или "как только зажгутся фонари"). Обязательно оговорите все возможные проблемы и пути их решения.

Все умею, но боюсь

Ребенок, который привык, что дома им все время кто-то занимается, не представляет, что делать, если все уйдут. Семилетняя дочь соседки Аня - очень самостоятельная девочка. И омлет себе приготовит, и пропылесосит. И займет себя развлечениями. Но стоило маме выйти из квартиры, как Аня садилась на подоконник и словно приклеенная сидела. Банально боялась оставаться одна.

Помню, как в детстве бабушка просила меня вынести мусор - пройти через двор. Сначала она шла за мной, потом ждала у подъезда, а потом смотрела из окна. Это называлось "вырабатывать характер".

- Приучать ходить одному или оставаться одному нужно постепенно, - соглашается с методами моей бабушки психолог Татьяна Малютина. - Попробовать оставить чадо первый раз можно на проверенной детской площадке, на даче или в закрытом дворе. В школу можно сначала провожать до двери, потом до ворот, потом до начала парка. Дома оставлять сначала на 5 минут, потом подольше и так далее. Если боитесь, что ребенок попадет в беду, когда поедет на метро или в автобусе со своими друзьями, съездите один раз с ними: посмотрите, как ребята ведут себя, как ориентируются, как переходят улицу. А потом отпускайте наследника одного, а лучше с компанией друзей, которых вы хорошо знаете. 

КСТАТИ

Чужие среди нас 

О возможных опасностях ребенка, конечно, нужно предупреждать. Но рассказывать о маньяках пятилетнему - только пугать до нервного тика. Предостережение должно быть понятно детям. В 7 - 8 лет последствия оговаривайте доступно - заберут, ударят, обидят…

А прежде всего нужно договориться с чадом о том, что все люди  делятся на две группы: близкие и чужие. Близкие - это те, кому мы доверяем. Лучше перечислить их по именам.

Чужие - те люди, которым ребенок не должен доверять, не спросив у мамы с папой. Важно научить ребенка говорить твердое нет. Не стесняться и не бояться отказать незнакомым и даже знакомым, но чужим. Если так будет легче, пусть ребенок твердит: "Мама с папой не разрешают мне говорить (уходить) с чужими".